Обласканная оперной судьбой
Инна Звеняцкая в родной Владивосток приезжает нечасто – работа в театре «Геликон-опера», в Центре оперного пения Галины Вишневской не позволяет. Иногда короткие «каникулы» Инна удачно совмещает с концертной деятельностью, и тогда город нашенский получает
Инна Звеняцкая в родной Владивосток приезжает нечасто – работа в театре «Геликон-опера», в Центре оперного пения Галины Вишневской не позволяет. Иногда короткие «каникулы» Инна удачно совмещает с концертной деятельностью, и тогда город нашенский получает подарок – выступление молодых московских оперных солистов…
В очередной раз Инна приехала в компании с солистами Большого театра Сергеем Плюсниным и Юрием Барановым, солистом Римской оперы Алексеем Тихомировым. Была исполнена лучшая оперная классика – от Верди до Чайковского.
- Программу для этого концерта каждый подбирал индивидуально, - рассказала журналистам Инна Звеняцкая, - хотелось показать, на что способны. Сцена театра Горького была выбрана, скажем так, автоматически. Здесь для меня родные стены, на эту сцену я выходила с двух лет. Папа с удовольствием воспринял идею концерта. В том числе потому, что солисты, которые со мной приехали, - высокого класса.
- Помогал ли папа вам попасть в «Геликон-опера»?
- Папа мне всегда помогает, но морально. И никого дороже у меня в жизни нет. В «Геликон-опера» я не попала бы, если бы в первый год моего обучения в Центре оперного пения у Галины Павловны не возникла идея поставить оперу «Вампука, невеста африканская», на которую режиссёром был приглашён Дмитрий Бертман, художественный руководитель «Геликон-опера». Я пела Вампуку. Получился необычный, очень интересный спектакль, яркий. Это было четыре года назад. После премьеры я получила приглашение работать в «Геликон-опера».
- В этом театре вы поёте Керубино в «Свадьбе Фигаро». Несколько необычная для вас роль, верно? Ведь Керубино – мальчик-паж, а вы роскошная женщина…
- Дело в том, что талант Дмитрия Александровича заключается в абсолютной неожиданности его видения. Причём оно настолько неожиданно, насколько убедительно. И самые парадоксальные идеи оказываются вдруг самыми понятными. Вот так вышло и с Керубино. Я была в Кремле, пела на концерте в честь 80-летия Мстислава Ростроповича. Дмитрий Александрович подошёл ко мне и сказал: «Учи партию Керубино!». Я изумилась: «Каким образом?». – «Когда поставим, увидишь. Учи!». Через полгода, в сентябре, мы приступили к постановке. И наш Керубино оказался не мальчиком, не девочкой, а Амуром, Любовью…
Вообще мне грех жаловаться, я, можно сказать, обласкана оперной судьбой. Ведь в Центре оперного пения Галины Вишневской царит удивительная атмосфера. Невозможно передать словами, насколько она благосклонна и заинтересована в каждом ученике, как относится к нам. В центре я пою в пяти спектаклях из шести существующих. В недавней премьере – «Женитьбе» Мусоргского (по пьесе Гоголя), которую поставил великолепный режиссёр, о встрече с которым мечтает каждая актриса, - Владимир Мирзоев, я исполняю партию Фёклы Ивановны, свахи.
Владимир Мирзоев просто перевернул театр вверх ногами! Спектакль получился потрясающим – несмотря на то, что и музыка Мусоргского непростая, и партии сложные…
В «Геликоне» тоже всё хорошо. С июня начинаются репетиции оперы Тухманова «Царица» - о Екатерине Великой. Я пою главную партию. Да, мне везёт на необычные оперы – в этом заслуга Дмитрия Бертмана, он всегда находит неожиданный материал, свежий… В опере есть некая фишка, тайна, которую пока не могу раскрыть.
Премьера ожидается в середине июля в Санкт-Петербурге, в Михайловском театре, декорации готовятся грандиозные. В октябре – премьера в Москве.
- Вы всегда верили, что станете певицей?
- Если бы не верила – не стала бы. Мысли наши материальны, я в это верю, и желания осуществимы. И эта вера в трудные времена меня спасала.
- Говорят, в Москве публика пресыщенная…
- Нет. Там просто люди знают, какой театр они любят. И потому не ходят куда-то случайно, а идут именно туда, где им нравится, благо выбор есть. У каждого есть свои любимые режиссёры, вокалисты, все ждут премьер, залы пустыми не бывают.
- Ваша коллега по «Геликон-опера» Татьяна Куинджи как-то сказала, что сейчас время для молодых и фактурных…
- В опере всегда было и будет время для хорошо поющих. А внешность и возраст значения не имеют. Конечно, приятно смотреть на молодого человека, но если он откроет рот и начнёт гнусить – куда денется приятное впечатление! И другой пример – Монтсеррат Кабалье. Когда она начинает петь, публика мгновенно забывает, как она выглядит, и рыдает от счастья, слыша её голос. Мой педагог Бадри Майсурадзе отнюдь не молод и не слишком худой. Но он входит в пятёрку лучших теноров мира!
- Скажите, как вы относитесь к Анне Нетребко?
- Очень хорошая певица, заслужившая все свои звания. Много работает над собой. Я не люблю слово «гениальная», но она чрезвычайно талантлива и продолжает совершенствоваться. А то, что она красивая, это только плюс.
- Вместе с вами и в академии искусств, и в Центре Галины Вишневской училась Оксана Корниевская. Вы поддерживаете отношения с Оксаной Корниевской?
- Не совсем так – Оксана окончила ДВГАИ раньше меня, была уже педагогом, когда я училась. В Москве мы учились в Центре оперного пения, на протяжении трёх лет участвовали в одних спектаклях, потом год она работала в «Геликон-опера», а сейчас я просто потеряла её из виду. Знаю, что она поёт два спектакля в Большом театре – «Войну и мир» и «Бориса Годунова».
- Не хотите ли вы провести мастер-класс для студентов академии искусств?
- Вокал – дело серьёзное, сколько живёт вокалист, столько учится. Даже великий Шаляпин, умирая, сказал: «Я понял, как петь!». И потому давать мастер-класс – большая ответственность. Я могу дать мастер-класс по хорошему настроению, вере в себя. А что до вокальных и технических приёмов… нет, не возьмусь. Я учусь ещё. Вижу ли себя в роли педагога? Не знаю. Ведь нужно иметь огромное терпение, находить подход к людям. Не каждый хороший вокалист может вообще учить.
- Во Владивостоке собираются строить театр оперы и балета…
- И это замечательно. Это всегда праздник, всегда красиво! И дай бог, чтобы украшением города стало не здание нового театра, а его певцы, оркестр! Надеюсь, что театр построят и в нём будут работать выпускники академии искусств, которым сейчас во Владивостоке делать нечего.
- Вы, когда бываете во Владивостоке, ходите на спектакли театра имени Горького?
- Конечно! Знаю весь репертуар! Нравится тихонько сидеть на репетициях… Люблю репетиции больше, чем спектакль… Очень жалею, что его репетиции не снимают, как, например, Виктюка. Это неповторимый процесс!
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ