Мягкий климат требует жёстких решений

Пулат Аббасович Аббасов стал первым на Дальнем Востоке действительным членом Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН). Маститые академики на ежегодном собрании РААСН, которое проходило в Москве с 22 по 24 апреля 2009 года, путём тайног

8 май 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2526 от 8 май 2009
0e27ba067e2390cff387cc0acc52bab6.jpg


Пулат Аббасович Аббасов стал первым на Дальнем Востоке действительным членом Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН). Маститые академики на ежегодном собрании РААСН, которое проходило в Москве с 22 по 24 апреля 2009 года, путём тайного голосования выбрали его из пяти кандидатов на это звание. В составе отделения строительных наук РААСН теперь 21 академик. Правда, большинство из них работают в центральной России, Москве и Санкт-Петербурге. Ближайшие коллеги-академики Пулата Аббасова находятся в Восточной Сибири – в Томске и Екатеринбурге. Специализация академика Аббасова учитывает местную специфику – строительство в экстремальных условиях. В его послужном списке – более 300 научных статей, 9 монографий и книг, более 50 изобретений. Аббасов подготовил трёх докторов наук и шесть кандидатов наук. Корреспондент «В» задал ему несколько вопросов.

- Пулат Аббасович, почему умеренный муссонный климат Приморского края строители называют суровым?

- Условия для строительства в Дальневосточном регионе признаны экстремальными. У нас сверхнормативные сейсмические воздействия, очень высокие ветровые и снеговые нагрузки, высокая влажность в летний период и большая солнечная радиация при низких отрицательных температурах зимой. Кроме того, есть ещё одна причина, характерная для нашего региона, — это тайфуны. Все эти климатические факторы в сочетании с рельефом территории создают специфическую дальневосточную строительную обстановку. Всё это приводит к усложнению выполнения строительно-монтажных работ и последующей эксплуатации зданий.

- Пулат Аббасович, вы единственный академик строительных наук на весь Дальний Восток. Большая очередь выстроилась за получением экспертной оценки строительных объектов?

- Я не учёный–одиночка, на сегодня я возглавляю Дальневосточный научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт (ДальНИИС), являюсь председателем Дальневосточного регионального отделения Российской академии архитектуры и строительных наук. Рядом со мной работают мои ученики, коллеги и единомышленники. Это целая армия учёных, специалистов в разных областях, начиная с сейсмики и заканчивая вопросами воздействия тайфунов, ветровых, снеговых нагрузок и так далее. Моё звание – это признание научных заслуг и производственного опыта всего коллектива, не только его руководителя.

- Отвечает ли качество строительства, что ведётся в Приморском крае, современным требованиям безопасности?

- Именно те, кто много лет проработал на стройках Дальнего Востока, в местных условиях наработал большой опыт, приобрёл практические знания, начиная с рядового строителя и заканчивая руководителем организации строительного профиля, научным работником, отвечают тем требованиям, что мы выдвигаем перед ними. Такие строители имеют соответствующий опыт, но надо его использовать. А сегодня, обратите внимание, тендеры на строительство крупных объектов выигрываются не дальневосточниками, как правило, а специалистами из центральных, даже южных регионов. На других территориях свои особенности, может, не такие жёсткие, как у нас. Не имеющие опыта работы в нашем регионе какие-то факторы могут не учесть. Я, безусловно, буду разговаривать с главой Владивостока Игорем Пушкарёвым. Надо приглашать участвовать в строительных проектах тех специалистов, которые немало лет проработали в Приморье, на Дальнем Востоке. Лучше сейчас принять кардинальные меры, чтобы потом не приходилось в срочном порядке ликвидировать негативные последствия непрофессиональной работы. Недавний пример. В прошлом году поставили бетонные ограждения, разделявшие встречные полосы на выездной дороге от «Зари» до улицы Маковского, в этом - уже всё разрушилось. По предварительным данным, был установлен бордюрный камень недостаточной морозостойкости. Бетон имеет поры, и даже зимой при нашей активной солнечной радиации происходит всасывание влаги. Днём бордюрный камень впитал влагу — ночью всё замёрзло. В итоге пришлось демонтировать бордюр и ставить новые бетонные ограждения в срочном порядке. Более страшный случай произошёл буквально на днях в Хабаровске. Ураганный ветер разрушил бетонную стену павильона. Строение рухнуло. Под руинами погибла девочка-подросток. Никакие штормовые ветры и ураганы не должны рушить стены, здесь явно нарушение каких-либо правил, допущенное при строительстве. Предотвратить такие ситуации способно научное и инженерное сопровождение строительства всех объектов во Владивостоке.

- В каком качестве вы принимаете участие в строительстве масштабных проектов в Приморском крае?

- В рамках программы подготовки к саммиту АТЭС мы выиграли тендер и заключили госконтракт по инженерному сопровождению строительства мостового перехода через бухту Золотой Рог. На базе ДальНИИС будем проводить обучение и повышение квалификации специалистов, задействованных в реализации данного проекта, проводить испытание и оценку качества материалов и изделий, применяемых при строительстве, с целью обеспечения надёжной эксплуатации объектов. Активно сотрудничаем с дирекцией по строительству мостового перехода на остров Русский через пролив Босфор-Восточный. Мы 2 апреля провели научно-практический семинар «Снижение себестоимости и соблюдение качества строительно-монтажных работ при строительстве дорожного хозяйства г. Владивостока». Он был интересен всем представителям стройиндустрии края. В том числе и тем, кто работает на объектах АТЭС. Снизить себестоимость и при этом сохранить качество — вот проблема, которая требует решения в условиях кризиса. Известно, что на сегодня правительство сократило на 15 процентов финансирование строительства всех объектов АТЭС. Возможно, придётся отказаться от строительства дороги посёлок Новый - полуостров Де-Фриза – Седанка - бухта Патрокл. Планировалось, что через Амурский залив будет построена эстакада протяжённостью более четырёх километров. По расчётам специалистов, дорога позволит доехать из аэропорта до Владивостока за 20 минут. Это нужное решение. Эстакада значительно бы разгрузила автомобильный выезд из Владивостока. АТЭС - это не только проведение экономического саммита. Предварять форум будет целый ряд мероприятий, порядка 30, в течение года. Сюда будут приезжать министры иностранных дел, консулы и другие официальные персоны. Чтобы обеспечить охрану этим людям, дорогу будут периодически перекрывать. Вторая дорога очень бы выручила нас, но верх берут экономические варианты. Денег стало меньше, чтобы построить все объекты, необходимо оптимизировать затраты на строительство. Мы рассмотрели все возможные варианты и дали свои рекомендации.

- Масштабные проекты АТЭС возводятся по самым современным технологиям. Они гарантируют безопасность дальнейшей эксплуатации, но предъявляют жёсткие требования к технике монтажа, к качеству строительных материалов и железобетонных конструкций. Свои ограничения налагает климат Приморья. Как в таких условиях снизить себестоимость строительства, сохранив его качество?

- Необходимо применять на практике достижения науки. Много есть технических решений, позволяющих без ущерба несущей способности облегчить конструкцию, сэкономить на непроизводственных затратах. Надо в более полном объёме использовать кадровых строителей Дальнего Востока, а не заезжих варягов. Кроме того, максимально использовать местное сырьё для изготовления строительных материалов и изделий. Показательный пример — для изготовления бетона необходимы щебень и песок определённых характеристик. Если такого песка нет на территории, то его надо доставить из других регионов. А это большие транспортные расходы. Разумнее будет местное сырьё «облагородить» специальными добавками, которые у нас есть. Тем самым получить изделия меньшей себестоимости, но соответствующие качеству, заложенному в проекте.

Автор: Александр КАРАСЁВ «Владивосток»