День, который все так ждали
Акт о безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил подписали 8 мая 1945 года в Берлине. Страна ликовала. 9 Мая объявили нерабочим днём. Это был праздник со слезами на глазах. Слишком дорогой ценой досталась Победа. Её так ждали! Предчувствие окон
Акт о безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил подписали 8 мая 1945 года в Берлине. Страна ликовала. 9 Мая объявили нерабочим днём.
Это был праздник со слезами на глазах. Слишком дорогой ценой досталась Победа. Её так ждали! Предчувствие окончания войны витало в воздухе уже с начала 1945 года. Но это не снижало темпов труда. Страна продолжала жить по законам и правилам военного времени.
Так, коллектив Владивостокского торгового порта (Второго района) в канун праздника Победы установил Всесоюзный рекорд по скоростной разгрузке (на два борта) парохода «Ижора». За 18 часов с судна сняли более трёх тысяч тонн груза. Норма была выполнена на 720 процентов! Таким образом, владивостокцы побили рекорд одесских портовиков.
Несколькими месяцами раньше, в январе, стала работать первая в Приморье мастерская по восстановлению электрических лампочек с помощью оригинальной технологии. Она была оборудована на АртёмГРЭС. Мастерская, где работали только женщины, восстанавливала в день до 100 лампочек. Во Владивостоке даже появились киоски для обмена лампочек у населения. Под лозунгом: «Мы можем и должны заставить служить фронту лампочки, которые сейчас лежат мёртвым капиталом».
Месяц спустя на одной из артёмовских шахт крепильщик Слёзкин и его напарник Чуянов, работая на креплении штрека, выполнили сменную норму более чем на одну тысячу процентов!
Накануне победного Первомая владивостокские трамвайщики выпустили на линию более 30 отремонтированных, выкрашенных в голубую краску вагонов.
Рабочие и служащие Владивостокского торгового порта несколькими месяцами раньше обратились к жителям с призывом – сделать Владивосток красивым и чистым городом! И каждому отработать не менее 70 часов на его благоустройстве.
Сказано – сделано. К весне 1945 года город преобразился. Сами работники порта провели «генеральное благоустройство»: построили дорогу, ведущую из Первого района порта на Эгершельд; отремонтировали все портовые общежития и 100 квартир своих рабочих и служащих; восстановили коллектор на Колхозной площади; привели в порядок сквер «Челюскин».
В это же время в столице Приморья прошли 11-е Всесоюзные соревнования Осоавиахима. Около 30 тысяч участников совершили пятикилометровые военизированные переходы в противогазах.
Замечательный подарок – две скрипки – от американского музыкального мастера Вита из Портленда получили в последние дни апреля 45-го года лучшие ученики Владивостокского музыкального училища: 8-летний Анатолий Попченко, сын фронтовика, и 9-летняя Лида Буцик, дочь инвалида Великой Отечественной войны.
К числу приятных новостей весны 1945 года следует отнести приказ Народного комиссара торговли СССР от 1 марта о снижении цен на продуктовые и некоторые промышленные товары в среднем на девять процентов, а на мясопродукты, масло, консервы, молоко и кондитерские изделия – на 15-23 процента.
Сегодня мало кто знает, что почётное звание «Мать-героиня» появилось тоже в начале 1945-го. В Приморье его впервые была удостоена Раиса Полутис, шеф-повар владивостокской больницы Водздрава, которая воспитала 10 родных детей и одного приёмного. И Лариса Науменко, передовая колхозница артели «Имени Особой Краснознамённой Дальневосточной армии» Ворошиловского сельского района, у которой тоже было 11 детей.
С замечательным почином выступила в эти дни комсомолия Приморья: «Усилить помощь детям фронтовиков». Таким образом, удалось организовать массовый сбор средств, обуви, одежды, продуктов питания. Полученные деньги пошли на организацию горячих завтраков для школьников, создание стипендий для студентов.
Весной 45-го в Приморье пришли две благодарственные телеграммы за подписью Верховного Главнокомандующего Сталина. Одна – в адрес Дальневосточного морского пароходства, работники которого собрали около одного миллиона рублей, а также приобрели облигации государственных займов на 500 тыс. рублей - на строительство эскадрильи «Тихоокеанский моряк».
Вторая телеграмма – трудящимся Артёма. После того как на их средства были построены танки «Горняк Артёма», жители города собрали ещё миллион рублей на создание дополнительных грозных «единиц». С просьбой присвоить новым боевым машинам имя «Горняк Приморья».
При этом надо не забывать, что День Победы приморцы вместе со всей страной приближали своим ежедневным трудом на протяжении всех военных лет. Кто как мог. Вот лишь несколько примеров трудового подвига, который в те времена считался делом обычным.
Рыбаки кавасаки № 5 шкипера Сиволоба (о. Попова) досрочно, к 7 Ноября 1944 года, выполнили годовой план почти на 300 процентов. За что были награждены наркомом рыбной промышленности премией в три тысячи рублей.
Владивостокский винный завод наладил производство новых сортов вина. Особой популярностью пользовалась новинка из сока тыквы – на дегустации в Москве в 1943 году её приравняли по качеству к винам из хороших сортов винограда. Для новой марки брали 60 процентов сока тыквы, остальную часть составлял сок дикого винограда.
Скромная пожилая хозяйка из г. Ворошилова (ныне Уссурийск) Ирина Гуськова за три года войны связала около 1500 пар носков и варежек для бойцов Красной Армии.
В июле 1942 года комбинату «Тафуин» за ударный труд присудили переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны. Воодушевлённая высокой наградой команда капитана Таболина дневное задание выполнила на 600 процентов.
Приморские предприятия Главвосток-рыбпрома в течение всей войны выпускали для фронта гранаты, пулемётные коробки, армейские котелки, прицельные приспособления (универсальные и снайперские), специальную спиртовку для обогрева рук, пистолет-пулемёт (ППШ). Всего за годы войны приморцы произвели снарядов разного калибра около 900 тысяч штук, мин – 1 млн 149 тыс., гранат – 891 тыс., авиабомб -21,5 тысячи. Так ковалась Победа в тылу.
Автор: Подготовила Нелли МИЗЬ