Среда выживания

- Хоть на время отпуска вырваться бы из города… В городе не отдохнёшь… - можно быть уверенным, каждый из нас хотя бы раз в жизни (а на самом деле – намного чаще) произносил эту фразу. Странно, правда? Город – среда обитания человека, почему же мы устаём о

30 апр. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2522 от 30 апр. 2009
a3a245be753830ff45266592f49adf90.jpg

- Хоть на время отпуска вырваться бы из города… В городе не отдохнёшь… - можно быть уверенным, каждый из нас хотя бы раз в жизни (а на самом деле – намного чаще) произносил эту фразу.

Странно, правда? Город – среда обитания человека, почему же мы устаём от окружающего мира? Не потому ли, что среда нашего обитания уныла, печальна и раздражающе неэстетична? Однотипные жилые коробки, уставившие сопки Владивостока во времена советские (да и сегодня «типовое» строительство процветает), лишённые какой бы то ни было индивидуальности, повергают душу в уныние, а якобы современные торговые центры, монстры из стекла и бетона (вроде того кошмара, который носом разрезает Океанский проспект аккурат напротив мэрии), способны просто подавить человека безликостью и безвкусицей…

Глаз остановить не на чем – вот в чём беда, вот почему так тоскует и рвётся душа. Вот почему с лёгкой ностальгией вспоминаются всё те же советские времена, когда о гармонии среды нет-нет да и задумывались – и возникали такие потрясающие творения, как интерьер Дома пионеров (ныне ЦДЮТ), как скульптурные группы на Второй Речке, как изумительная мозаика Павла Федотова на магазине «Изумруд» (между прочим, она была сделана из натуральных камней)…

Что сегодня случилось, например, с мозаикой на «Изумруде»? Она тупо замазана жёлтой краской, наполовину скрыта очередной бездарной рекламой… Те, кто это делал, не задумывались ни о такой мелочи, как авторские права, ни тем более о таком понятии, как гармония среды. Золотой телец и элементарное невежество превратили Владивосток в город, в котором пространство «украшают» исключительно рекламные растяжки да рекламные же щиты.

Меж тем художники, архитекторы, скульпторы, дизайнеры до сих пор не теряют надежды сделать Владивосток местом гармоничным, красивым, в котором современное строительство сочеталось бы с элементами истинного искусства. И чтобы слова «гармония среды» не звучали как бессмыслица…


- Мы отлично понимаем, - говорит Владимир Косенко, член Союза художников России, председатель творческого объединения «ХАД» (художники, архитекторы, дизайнеры), - что задача Владивостока в новом веке – стать настоящим лицом России на Дальнем Востоке. Владивосток должен выглядеть как город, в котором начинается Россия. И нам не должно быть стыдно ни перед гостями, ни перед людьми, которые здесь живут! Ведь от отсутствия чувства, что Владивосток – часть России, люди и уезжают. Город давно лишился стиля, а те здания, что два-три года назад были возведены, строились теми, кто то ли не знал, то ли просто не считал нужным думать о том, что малые формы могут стать промежуточным эстетическим звеном между масштабом человека и очередным громадным торговым центром или офисным зданием, что существует множество способов внедрить искусство в облик города!

Объединение «ХАД» существует уже несколько лет. Художники, архитекторы, дизайнеры готовы делиться идеями, которые могут быть использованы для гармонизации среды обитания.

Объединение проводило и выставки «Гармония среды», где свои проекты, работы, идеи демонстрировали люди, которые специально учились тому, как благоустроить среду, как её оформить.

Ах, какие удивительные проекты были показаны! Площадь Борцов за власть Советов, ставшая арт-объектом! А чего стоил проект Александра Карепова «Концертно-выставочный зал», который по мысли автора возник на самой сердцевине моста через Золотой Рог!

- За какое искусство я ратую? – горячится Владимир Косенко. - Я – художник архитектуры, монументальное декоративно-прикладное искусство – моё направление. Я родился во Владивостоке, как и мой дед, и мой отец. А прадеды приехали в этот дальний край обустроить пространство, значит, я и мои коллеги продолжаем эту традицию! Среда, которая существует в городе и крае, меня беспокоит. Она может быть значительно лучше.

В пространстве должны быть художественные акценты – мозаики, панно, городская скульптура. И для этого следует использовать потенциал союза художников, да мы, можно сказать, мечтаем о том, чтобы оказаться востребованными, полезными!

У нас есть и готовые идеи, ведь художник так устроен, что творит независимо от заказа. И если эти идеи будут реализованы, то уверяю вас, город станет намного приятнее для жизни.

От того, что идеи не востребуются, умение никому не нужно, люди страдают. Некоторые художники, по сути, превращаются в оформителей. Это обидно и больно.

Сегодня, когда во Владивостоке наконец-то появился хозяин, Владимир Косенко и его единомышленники вновь преисполнены надежды. Они готовы многое предложить и очень надеются, что их услышат. И что уникальные мозаики вновь появятся на стенах домов. И что не будут сдавать на металлолом уникальные кованые малые формы, как это случилось с работами, установленными в сквере перед КЦНК. Надеются на многое. И это несмотря на то, что пока оптимизма своим внешним видом Владивосток не внушает. Но ведь город, который почти потерял право называться жемчужиной Дальнего Востока, должен получить свой последний шанс! Иначе он превратится в место, где живут мрачные, унылые, депрессивные и безразличные люди. Мы с вами.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ