Беби-разум. Второй ребёнок: за и против
Безэмоциональная статистика нас радует: рождаемость в Приморье растёт. В 2008 году в крае появилось на свет 23 тысячи 192 малыша. В 2007 году загсы зарегистрировали 22 724 юных приморца. Устойчивый подъём рождаемости фиксируется начиная с 2000 года. Специ
Безэмоциональная статистика нас радует: рождаемость в Приморье растёт. В 2008 году в крае появилось на свет 23 тысячи 192 малыша.
В 2007 году загсы зарегистрировали 22 724 юных приморца. Устойчивый подъём рождаемости фиксируется начиная с 2000 года.
Специалисты связывают этот демографический взрыв в отдельно взятом депрессивном регионе с разумной государственной политикой в отношении семей с детьми, стимулированием рождаемости, в том числе и за счёт различных демографических выплат.
Сертификаты и капиталыНапример, с программой родовых сертификатов, каждый из которых стоит 11 тысяч рублей. На эти средства закупаются современное диагностическое оборудование, инструментарий, расходные материалы, медикаменты. Часть средств поступает на оплату труда врачей родильных домов и педиатров детских поликлиник.
В прошлом году по программе родовых сертификатов в учреждения здравоохранения края поступило 210 миллионов рублей. С начала года - уже 53 миллиона рублей. Предполагается, что общая сумма финансирования в этом году составит 216 миллионов рублей.
Или с программой «Материнский капитал», средства которой после того, как ребёнку исполнится три года, можно было потратить на улучшение жилищных условий, получение ребёнком образования или вложить в накопительную часть пенсии (заметим в скобках, что начиная с 2007 года сертификаты на материнский капитал получили более 11,5 тысячи приморцев).
Однако сложная экономическая ситуация в стране внесла свои коррективы: был принят закон, который разрешил использовать средства материнского капитала с 1 января 2009 года (то есть годом раньше намеченной даты), правда, только для того, чтобы вложить деньги в покупку жилья или рассчитаться по ипотечным кредитам.
30 приморских семей уже решили потратить материнский капитал, составляющий сегодня 300 тысяч рублей, как раз на эти цели.
За второго ребёнкаПо роду своей деятельности журналистам частенько приходится бывать в приморской глубинке. На деревенском фоне тоже не самые социально благополучные Владивосток или Уссурийск выглядят почти островами процветания. Работы, а значит, и денег в деревнях нет, кое-где нищета пугающая.
В одном из таких сёл я познакомилась с Катей. Через месяц женщина должна родить второго ребёнка. В разговоре она призналась, что решила рожать… от безденежья:
- Во-первых, будет детское пособие, хоть какие-то деньги. Во-вторых, 250 тысяч дадут, будет на что жить, - на немецкий манер она разгибает пальцы.
- Кать, но ведь деньги-то ты сможешь получить только через три года.
Об этом она не знала, была уверена, что всю сумму она получит сразу после того, как выйдет из роддома.
- Что же теперь делать? – растерянно спрашивает она, прикрывая рукой круглый живот.
Я не знаю, что ответить. Теряюсь, и краснею, и вообще жалею, что завела этот разговор.
Совсем недавно своими наблюдениями со мной поделились врачи Фокино и Большого Камня. Начальники МСЧ №100 и № 98 Елена Кондякова и Ольга Давыденко рассказали, что в последние два года в их провинциальные больницы всё чаще поступают асоциальные, как принято у нас говорить, мамочки.
Не корысти радиКонечно, всем вышеизложенным я совершенно не хочу сказать, что рождаемость растёт исключительно благодаря всякого рода маргинальным элементам, и что второго или третьего ребёнка приличные люди не рожают, и что государству пора сворачивать подобные программы, дабы не развращать население. Упаси бог…
Вспоминаю соседку Кати Свету, которая подошла к вопросу более практично и ответственно. Семья у неё по деревенским меркам почти зажиточная, ухоженный дом, хозяйство. Недавно родился третий ребёнок. Когда через три года она сможет получить деньги, планирует потратить их на образование старшего сына, который к тому времени как раз окончит школу. Выход, как ни крути.
Правда, для нас, горожан, работающих, успешных, такие деньги не стимул, а, скорее, помощь.
- В последнее время я всё чаще задумываюсь о том, чтобы родить второго ребёнка, - говорит 35-летний юрист Елена Фролова. – Останавливает боязнь остаться невостребованной как профессионал после того, как выйду из декретного отпуска, тем более что он может затянуться. Ведь устроить во Владивостоке ребёнка в сад – настоящая проблема. Что касается материнского капитала, то он мог бы помочь в моей ситуации, но только в том случае, если бы эти виртуальные деньги реально давали бы в руки родителям сразу после рождения ребёнка. На них можно было бы купить всё необходимое для малыша, нанять няню, наконец… Но рожать для того, чтобы получить деньги, мне кажется по меньшей мере странным.
- В нашей семье уже трое детей, - рассказывает Марина Кузьмина, экономист по профессии, - и все они родились до 1 января 2007 года. Так что денег от государства нам не досталось, о чём не жалею. Лишними бы они не стали, но и без них проживём. А бог даст, будет и четвёртый ребёнок. И 300 тысяч тут совершенно ни при чём.
Автор: Анна Бондаренко Валерьевна