Отцы и деньги. В Приморье 19 тысяч злостных алиментщиков
В 2008 году в Управлении судебных приставов по Приморскому краю находилось 39 тысяч исполнительных производств, касающихся невыплаты алиментов. В первые два месяца 2009 года – 19 тысяч. В отделе судебных приставов по Фрунзенскому району Владивостока на ис
В 2008 году в Управлении судебных приставов по Приморскому краю находилось 39 тысяч исполнительных производств, касающихся невыплаты алиментов. В первые два месяца 2009 года – 19 тысяч.
В отделе судебных приставов по Фрунзенскому району Владивостока на исполнении находится 129 исполнительных производств о взыскании задолженности по алиментам, возбуждённых на основании решения суда.
- Вот здесь, - судебный пристав Нина Сесарева показывает на высокую стопку, сложенную из картонных папок, - хранятся исполнительные производства, которые находятся у нас на постоянном контроле.
– Здесь, – кладёт руку на стопку пониже, - алиментщики, находящиеся в розыске. Таких у нас 42. В самой маленькой стопке те, кто выплачивает алименты самостоятельно. Там 23 исполнительных производства.
666 рублей в месяцСамое главное оружие пристава, работающего с алиментщиками, не угроза наказания, а разговор по душам.
- Беседуем, уговариваем, взываем к совести, - говорит судебный пристав Людмила Компаниец. – Многих граждан наши беседы убеждают изменить своё отношение к семье. Ведь понятно, что из-за разногласий между разведёнными родителями страдают прежде всего дети.
Приставы признают, что алиментщики бывают разные. Есть алкоголики, наркоманы и прочие асоциальные личности, которые никогда, несмотря на любые усилия и наказания, не перечислят своим детям ни копейки. Некоторые из них, появляясь в отделе судебных приставов, заявляют: «Платить хочу, но не имею возможности».
- Долг на нём останется ещё и после совершеннолетия ребёнка, - объясняет Людмила Компаниец. – Но уже с учётом индексации за период неуплаты. У нас есть должники, у которых долги превысили 200 тысяч рублей. Вот только получить эти деньги семья не может. Статью, которая предусматривала наказание за тунеядство, отменили, а заставить алиментщика работать, чтобы отчислять деньги на содержание ребёнка, очень сложно.
Конечно, заставить работать, хотя и временно, может приговор суда о направлении на исправительные работы. Но «исправляться» нерадивых родителей отправляют туда, где много не заработаешь, - мести улицы или убирать в больницах. К тому же судебный вердикт предусматривает отчисления не в счёт оплаты алиментов, а в доход государства.
Другая часто встречающаяся категория - отцы «принципиальные». На противозаконные действия их нередко провоцируют бывшие жёны. Бывают случаи, когда после развода супруги находят некий компромисс. Он отказывается от раздела имущества, оставляя жене и детям, к примеру, квартиру и машину. Она снимает требования по выплате алиментов. На деле такая идиллия длится недолго. Многие женщины с исполнительным листом в руках вскоре оказываются в отделе судебных приставов. Если договорённость устная, то в этом случае закон на их стороне.
Вот тут-то мужчины и идут «на принцип». Начинают скрываться, ищут неофициальную работу. Кое-кто платит раз в несколько месяцев по 100 рублей. Или по 50 рублей в месяц.
- Есть у нас на контроле такой отец, который отправляет дочери по 666 рублей, - говорит Нина Сесарева, - и это, конечно, некий жест в сторону матери ребёнка.
Материнский долгВ практике судебных приставов Фрунзенского района были случаи, когда платить алименты мужчинам мешают… новые жёны.
- Приходят к нам вместе с мужьями, дают им советы, настраивают против прежней семьи. Таким дамам мы советуем подумать о будущем. Каково будет оказаться на месте «бывшей», когда муж – вами же! – научен, как надо себя вести в подобной ситуации? Подобные случаи бывали уже не раз и не два, - добавляет Людмила Компаниец.
Давно уже не удивляют приставов и алиментщицы-матери. С каждым годом их становится всё больше и больше.
– Большинство из них лишены родительских прав. Беспутные мамаши пьют, наркоманят, занимаются бурной личной жизнью. Думать о детях им некогда, - продолжают судебные приставы.
Случается так, что женщины, злостно уклоняющиеся от уплаты алиментов, отбывают реальные наказания. Так, например, три месяца в заключении провела женщина, у которой было шестеро детей. Дети сейчас находятся в детском доме.
Кстати, в прошлом году к уголовной ответственности приставы Фрунзенского района привлекли четырёх злостных алиментщиков. По каждому из них вынесен обвинительный приговор.
Сын за отцаБывают случаи уж совсем несправедливые. Приставы вспоминают историю, которая длилась больше 20 лет. Много лет назад в производстве у них было дело некоего гражданина. Назовём его Васильевым. Работал он на плавбазах, зарабатывал неплохо, но все его деньги уходили на спиртное – выпить Васильев любил крепко. Поэтому двоим детям, которые остались после развода с супругой, перепадало немного – рублей по 5-7 пару раз в год.
Когда дети выросли, а Васильев стал больным и немощным, он решил, что им пора платить по счетам. И подал в суд на взыскание алиментов с сына. Тот пришёл в ужас, никак не мог понять, почему он должен содержать человека, который ничем ему не помогал, которого он и в лицо не помнил.
- Мы тогда выступали свидетелями в суде, подтверждали, что Васильев не был любящим отцом, - вспоминают приставы. – Но закон есть закон, он говорит о том, что дети обязаны содержать своих родителей, а то, как родители вели себя по отношению к детям, он не учитывает. Не зря говорят: Фемида слепа. А Васильев грозился взыскать деньги и с дочери, когда она выйдет из декрета. После этого случая, если видим, что отец не собирается содержать ребёнка, мы советуем матери подумать над тем, чтобы вообще лишить его родительских прав. По крайней мере, это поможет обезопасить его от материальных посягательств нерадивого родителя в будущем.
Автор: Анна Бондаренко Валерьевна