Классика на свалке
Насколько помню, меня учили, что классическое произведение – то, которое выдержало испытание временем, но даже оно не в силах ответить на непростой вопрос: «Почему в последнее время книги всё чаще становятся «изгнанниками» из городских квартир?».
Насколько помню, меня учили, что классическое произведение – то, которое выдержало испытание временем, но даже оно не в силах ответить на непростой вопрос: «Почему в последнее время книги всё чаще становятся «изгнанниками» из городских квартир?».
Несколько десятилетий назад пухлые и не очень томики использовались по прямому назначению - их читали, а ещё, если вы помните, были предметом домашнего интерьера и горожане часами простаивали в очередях за подписками на ДОСТОЕВСКОГО, ОСТРОВСКОГО, НЕКРАСОВА, чтобы облагородить свой быт. Сейчас он запутался в Мировой паутине. Ведь практически любой текст можно без проблем найти в Интернете. Для продвинутого юзера и даже начинающего это не представляет труда. Современные школьники и студенты всё реже работают с оригиналами, многие из них просто уверены, что это проще, и погружаются в сети Интернета, изучая классиков, современников и зарубежных писателей в компьютере, айфоне, сотовом телефоне. Это хорошо, что IP-технологии стали настолько доступны, что ими можно пользоваться не только в квартире, но и в общественном транспорте. Вместе с тем возникла обратная сторона этой проблемы - домашние библиотеки теперь пылятся и с годами становятся ненужным грузом, который выставляют за дверь.
В очередной раз наблюдаю картину, как стопки добротной литературы, причём многих томиков ещё не коснулась рука читателя, плотно перевязанные бечёвкой или без неё, отправляют куда бы вы думали? К мусорным бакам. Какова их дальнейшая судьба? В лучшем случае таким подарком судьбы заинтересуются лица без определённого места жительства. Разумеется, не для чтения. Бомжи произведут инвентаризацию и часть такой же, как и они, бездомной литературы заберут с собой на продажу, оставив остальную под дождём, ветром и палящим солнцем.
Разумеется, контейнерная площадка не книгохранилище, и заботливый дворник, почти по БРЭДБЕРИ («451 градус по Фаренгейту»), жжёт книги по вечерам. А те, что уцелели, оказались в чреве мусоровоза, который доставил их на Горностаевскую свалку, где экскаватор замесил с прочими отходами увесистые томики БУНИНА, ДЮМА, ГОГОЛЯ... Кто следующий?
Может, кто-то считает, что я представила сюрреалистическую картину. Увы! Это горькая правда. Между тем во многих библиотеках, особенно в районных, читателям не хватает этой самой литературы, и они даже предположить не могут, что в городе книги стали изгоями и с ними обходятся почти так же, как некогда обращались немецкие фашисты. Если дело пойдёт так и дальше, то через десяток лет мы будем вновь по крохам воссоздавать бесценные произведения. Может быть, пришло время открывать «приюты» для бездомных книг?
Автор: Татьяна ГРИГОРЬЕВА