Прерванный полёт

С технической точки зрения запуск северокорейской ракеты 5 апреля потерпел неудачу, хотя определённые политические и пропагандистские цели КНДР были достигнуты. Для Приморья ракетный пуск практической опасности не представлял. К таким выводам пришли специ

21 апр. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2516 от 21 апр. 2009
385a737c11b28497c7544af9c95f84fb.jpg


С технической точки зрения запуск северокорейской ракеты 5 апреля потерпел неудачу, хотя определённые политические и пропагандистские цели КНДР были достигнуты. Для Приморья ракетный пуск практической опасности не представлял. К таким выводам пришли специалисты Центра международных исследований (ЦМИ) Морского государственного университета имени Невельского.

Спутник «выведен» на морскую орбиту

Заранее предупредив весь мир о готовящемся пуске и предполагаемых районах падения ступеней в море, КНДР 5 апреля осуществила запуск ракеты-носителя «Ынха-2». По версии северокорейской стороны, ракета должна была вывести на орбиту искусственный спутник «Кванменсон-2». По версии же наблюдателей из Южной Кореи, США и Японии, это могли быть испытания баллистической межконтинентальной ракеты, способной нести ядерный заряд. Вокруг состоявшегося запуска по-прежнему остаётся много недоговорённостей и разночтений. Если КНДР сразу же заявила, что спутник успешно выведен на орбиту, то наблюдатели из названных выше стран это опровергают. Тем не менее уже имеются вполне определённые политические последствия запуска. Совет безопасности ООН осудил действия КНДР, в ответ на что Северная Корея объявила о своём выходе из переговоров по денуклеаризации Корейского полуострова и намерении развивать национальную ядерную программу.

Проанализировав всю имеющуюся в их распоряжении информацию о ракете КНДР, специалисты ЦМИ МГУ имени Невельского сделали несколько основных выводов. Во-первых, данные о фактической траектории ракеты крайне противоречивы. Во-вторых, искусственный спутник на орбиту не выведен. В-третьих, пуск можно расценивать скорее в качестве внутри- и внешнеполитического жеста, нежели в качестве военно-технической демонстрации. В-четвёртых, опасности для Приморья (в том числе экологического и радиационного характера) запуск не представлял. Даже в случае нештатного развития событий, чреватого падением ракеты на территорию Приморского края, имеющиеся в распоряжении российских ПВО комплексы «С-300» смогли бы поразить как саму ракету, так и её крупные обломки. С одной стороны, КНДР демонстрирует свою самостоятельность и намерение развивать ракетную программу. С другой стороны, на этот раз, в отличие от подобных испытаний 1998 года, корейцы заранее обнародовали свои планы, что может рассматриваться как безусловный прогресс.

– Первая ступень ракеты сработала хорошо, но потом случилась техническая накладка, – говорит ведущий специалист ЦМИ МГУ имени Невельского Владимир ХРУСТАЛЁВ. – Если первая ступень упала в расчётном районе Японского моря, то вторая упала, не долетев до штатного района приводнения. По данным японских СМИ, третья ступень ракеты вместе с полезной нагрузкой тоже оказалась в море. Российские и японские радиолюбители не зафиксировали выхода спутника на орбиту.

По мнению Владимира Хрусталёва, возможность вывести спутник на околоземную орбиту у КНДР есть. Однако запущенная ракета-носитель довольно примитивна с технической точки зрения и не очень надёжна.

– Конструкция слишком громоздка и уязвима, – считает Хрусталёв. – Считать эту ракету-носитель потенциальным оружием, которое бы не было уничтожено ещё на старте и смогло ударить по США и их союзникам, я бы не стал. Ракета ещё очень «сырая». Возможности Северной Кореи крайне ограниченны. Их предел – запуск ракеты, способной долететь до Японии.

Мир после запуска

Но одно дело – чисто технические возможности северокорейской ракеты, и совсем другое – возможная резкая реакция государств, недовольных политикой КНДР. Возможное обострение ситуации не может не волновать жителей Приморья, непосредственно граничащего с Северной Кореей. Однако вероятность возникновения военного конфликта в регионе директор ЦМИ Вадим ГАПОНЕНКО и кандидат политических наук Артём ЛУКИН (ВИМО ДВГУ) считают невысокой.

– Здесь больше риторики. Северокорейские руководители не похожи на камикадзе, – говорит Лукин.

– Пока режим КИМ Чен Ира функционирует в его нынешнем виде, есть некая игра на нервах, – соглашается с такой оценкой Хрусталёв. – Но как только дело начинает «пахнуть керосином», проходят сутки-двое – и все стороны начинают делать реверансы и сдавать назад.

Представители вооружённых сил заверяют, что корейские ракеты сами по себе не несут угрозы для территории России. Другое дело, что, если в непосредственной близости от Приморья начнутся боевые действия, мы не сможем не почувствовать этого. Возникнут проблемы у торгового и промыслового судоходства. Поэтому определённая напряжённость, безусловно, присутствует. Можно вспомнить недавний инцидент с российским судном «Омский-122», которое было задержано северными корейцами в районе мыса Мусудан, где расположен ракетный полигон.

Кандидат технических наук Сергей СМИРНОВ (ЦМИ МГУ), только что выпустивший монографию «Азиатско-Тихоокеанский регион и «западная» модель коллективной безопасности», указывает на то, что в АТР в отличие от Европы до сих пор отсутствуют механизмы обеспечения коллективной безопасности. В рамках работы таких структур, как АСЕАН или АТЭС, основной акцент традиционно делался на экономические аспекты, тогда как меняющаяся политическая обстановка выдвигает новые требования.

Вместе с тем драматизировать ситуацию эксперты не советуют. Такой вывод содержится в рекомендациях, выработанных по результатам ситуационного анализа, проведённого Центром международных исследований с привлечением представителей ПИР-центра, ДВГУ и РАН. Они считают, что политический режим в КНДР гораздо устойчивее, чем принято считать. Более того, страны-соседи отнюдь не заинтересованы в его падении, предполагая, что именно в случае краха режима Ким Чен Ира вырастет вероятность реализации катастрофического сценария. Однако пока эта вероятность, равно как и возможная интервенция на территорию КНДР со стороны других стран, оценивается как крайне незначительная.

~~Кстати
Северная Корея в одностороннем порядке покинула переговорный процесс о разоружении и безъядерном статусе Корейского полуострова. Пхеньян обиделся, что Совет безопасности ООН осудил (по инициативе РФ и КНР в мягкой форме) запуск ракеты дальнего радиуса действия со спутником связи.

МИД КНДР официально заявил, что страна возобновляет строительство завода по выпуску обогащённого урана и реанимирует ядерную программу.

Завод по производству «ядерной начинки» строится у подножия плоскогорья Чанбайшань. Его начали возводить в начале двухтысячных годов. Потом периодически стройку замораживали и возобновляли в зависимости от реакции международного сообщества. Если противники КНДР решатся уничтожить завод (как это сделал в своё время Израиль с ядерными объектами в Ираке), то возможная радиация может запросто достигнуть территории России. Ведь от этой площадки до границы на Хасане менее 500 километров. А постоянная роза ветров как раз нацелена на Приморье.
Николай КУТЕНКИХ, «Владивосток»~~

Автор: Василий Авченко Олегович