В память о Пржевальском
Ровно 140 лет назад, в 1869 году, завершилась знаменитая экспедиция Николая Михайловича Пржевальского по Уссурийскому краю. В нынешнем году, а именно 13 апреля (нов. ст.), отмечалось также 170-летие со дня рождения известного русского географа и путешеств
Ровно 140 лет назад, в 1869 году, завершилась знаменитая экспедиция Николая Михайловича Пржевальского по Уссурийскому краю. В нынешнем году, а именно 13 апреля (нов. ст.), отмечалось также 170-летие со дня рождения известного русского географа и путешественника, генерал-майора и почётного члена Петербургской академии наук.
Он прошёл исследовательскими маршрутами свыше 30 тыс. километров (включая Центральную Азию), большая часть которых – 20 тысяч - была впервые нанесена на карту. Это хребты, реки, озёра.
На Дальний Восток, а точнее, в селение Хабаровка, 28-летний штабс-капитан Н. М. Пржевальский прибыл в 1867 году. По официальным документам, он был командирован «для доставления сведений о расквартировании и хозяйственном устройстве войск, а также для производства некоторых статистических исследований».
При этом присутствовала его большая личная заинтересованность как путешественника. «…Еду на Амур, оттуда на Уссури, озеро Ханка, на берега Великого океана, к границам Кореи, - сообщал он в письме другу. – На меня выпала завидная доля и трудная обязанность – исследовать местности, в большей части которых ещё не ступала нога образованного европейца».
По итогам этой экспедиции в 1870 году была опубликована книга Пржевальского «Путешествие в Уссурийском крае». Она принесла автору большую известность и серебряную медаль Русского географического общества. В своём труде он дал характеристику фауны и флоры юга Дальнего Востока, описал аборигенные народности бассейна Амура, представил объективную картину заселения новых земель России, в том числе казаками. А также обозначил важные социальные проблемы, связанные с дальнейшим освоением российского Дальнего Востока.
Нужно сказать, что книга вызвала также и критические замечания, которые касались, в частности, уссурийского казачества. В открытом письме, опубликованном Н. М. Пржевальским на этот счёт в «Санкт-Петербургских ведомостях», говорится следующее: «…в описании быта уссурийских казаков я ещё значительно смягчил факты против действительности. Каждый, бывший на Уссури и видевший тамошних казаков, их нищету, голод, деморализацию, надеюсь, согласится со мной, если только беспристрастно отнесётся к делу…».
В защиту Пржевальского в столичной прессе выступил сам начальник штаба войск Приамурского края Михаил Павлович Тихменёв, подтверждая достоверность приводимых путешественником фактов.
А вот как описывал путешественник Владивосток, где он провёл 10 дней осенью 1867 года (и даже успел поохотиться в его окрестностях), перед тем как 4 ноября выступил в дальний поход: «Владивосток вытянут на протяжении более версты по северному берегу бухты Золотой Рог, обширной, глубокой, со всех сторон обставленной горами и потому чрезвычайно удобной для стоянки судов.
Кроме солдатских казарм, офицерского флигеля, механического заведения, различных складов провианта в нём насчитывается около 50 казённых и частных домов да десятка два китайских фанз. Число жителей, кроме китайцев, вместе с войсками простирается до 500 человек. Частные дома принадлежат по большей части отставным, навсегда поселившимся здесь солдатам да четырём иностранным купцам, которые имеют лавки, но преимущественно занимаются торговлей морской капустой.
Главный рынок этой капусты бывает во Владивостоке в конце августа и начале сентября, когда сюда собираются несколько сот манз, привозящих на продажу всю добычу своей летней ловли».
Н. М. Пржевальский не дожил до своего 50-летия. Он скончался во время третьей тибетской экспедиции от брюшного тифа и похоронен на берегу озера Иссык-Куль.
В память об известном путешественнике один из горных хребтов на юге Приморья назван горами Пржевальского, а во Владивостоке, в районе Снеговой пади, в 60-х годах прошлого века появилась улица Пржевальского.
Автор: Подготовила Нелли МИЗЬ