Против дома нет приёма
18 апреля – Международный день памятников и исторических мест. По сути – не только профессиональный праздник для всех, кто связан с сохранением культурного наследия, но и для любого гражданина, для каждого, кому небезразличны история, память, кто не желае
18 апреля – Международный день памятников и исторических мест. По сути – не только профессиональный праздник для всех, кто связан с сохранением культурного наследия, но и для любого гражданина, для каждого, кому небезразличны история, память, кто не желает стать Иваном, не помнящим родства...
– Во всём мире эта дата широко отмечается, – говорит Анна МЯЛК, начальник отдела реставрации Дальневосточного филиала федерального учреждения культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры». – В Южной Каролине, к примеру, в этот день посетители могут зайти в любой памятник культуры, например жилые дома, находящиеся в частной собственности, и посмотреть старинные интерьеры, которые хозяева любовно сохраняют. Ведь каждое такое здание – это не просто красивый фасад, резьба или лепнина, это – живая история.
Самый простой пример: дом, в котором располагается наше агентство, – на Фонтанной, 21. Это небольшой памятник деревянного зодчества, но какие судьбы с ним связаны!
Вот одна из них. Автор проекта – архитектор Булгаков. Некоторое время он исполнял обязанности главного архитектора города, был одним из авторов проекта Седанкинского гидроузла. Вообще-то он гидротехник, но в те времена таким высоким был уровень образования инженеров, что они могли выполнять архитектурные проекты в полном объёме. Несмотря на его заслуги перед городом, в 1937-м был репрессирован и расстрелян как японский шпион… В судьбе этого человека отражается история страны, а наш дом – материальный носитель этой информации об истории и культуре народа, как и каждый памятник в нашем городе.
– Анна Вадимовна, дом, в котором располагается ваш филиал, – пример профессиональной, бережной реставрации памятника архитектуры. Есть ли во Владивостоке ещё подобные примеры?
– Здесь положение тревожное. С одной стороны, в объекты исторического наследия стали вкладывать деньги, проводить работы, но в то же время эти работы часто приводят к искажению первоначального облика здания, что ведёт к утрате его культурной ценности. А это недопустимо. Ведь в чём истинная ценность памятника? В подлинности! Ну представьте, если бы каждый владелец, например, картины Рубенса дорисовывал к ней детали по своему разумению? Это же нонсенс! Но почему-то искажать первоначальный облик архитектурного произведения считается вполне обычным делом…
Конечно, здания – в том числе памятники – могут и должны использоваться, служить людям, иначе они превратятся в руины. В процессе эксплуатации здания приспосабливаются под те или иные нужды, в них вносятся изменения, но предметы охраны, то, из чего складывается историко-культурная ценность объекта, изменяться не должны. Если это фасад со всеми декоративными украшениями, лепниной, силуэтом, формой окон и кровли – все это должно стопроцентно сохраняться.
Внесение изменений без соответствующих заключений специалистов-реставраторов пагубно отражается на памятниках архитектуры, кардинальным образом влияет на первоначальный облик здания, его восприятие зрителем.
Самый яркий пример – Светланская, 29, бывший гастроном № 1, сегодня – торговый комплекс «Центральный», который не просто надстроили, а, по сути, изуродовали и надругались над его архитектурой, уничтожив подлинные венчающие фасад архитектурные элементы, силуэт крыши, оконные переплёты с резными украшениями, детали оформления, придававшие зданию колорит времени, стиль, индивидуальность. То, что сделано на этом памятнике, по сути, разрушение объекта культурного наследия. И это далеко не единственный пример нашего времени. Строительством мансарды изуродованы уникальные памятники архитектуры – дом Фихмана на Пушкинской, дом Шошина на 1-й Морской.
Конечно, подобного было немало и в советском прошлом, достаточно вспомнить перекрытия внутри католического костёла, возведённые для размещения там архива, снесённые шатры и купола на исторических зданиях, в том числе купола на зданиях магазина «Зелёные кирпичики», президиума ДВО РАН (Светланская, 50), которые просто снесли, чтобы не усложнять процесс ремонта кровли…
К сожалению, не в компетенции нашего агентства влиять на таких «реставраторов» – в нашем ведении находятся объекты Владивостокской крепости, и здесь по мере сил мы инициируем обращения в милицию, например, по факту разрушения памятника и воровства металлических конструкций на «Батарее № 912» на острове Русском. Воры были задержаны.
Но есть в нашей истории и примеры, которые радуют. Это железнодорожный вокзал, дом губернатора на Светланской, 52. Середина 1990-х годов вообще отмечена положительными событиями: буквально спасены были несколько уникальных зданий, например Пушкинский театр, который много лет стоял заброшенным, разрушался, речь шла о сносе, и, если бы не труд специалистов и студентов ДВГТУ, мы бы могли утратить этот шедевр архитектуры и не получили такой замечательный общественный центр. «Золотой Рог», также заброшенный, с затопленными подвалами, хотели снести, и на его месте некая китайская фирма готова была построить гостиницу… Его реставрировали очень аккуратно, полностью была восстановлена утраченная лепнина на фасадах, и даже мансарда сделана хорошо, так, что силуэт и венчающий карниз не были искажены! Здание напротив – бывшая гостиница «Централь» на Светланской, 11 – тоже при реставрации приобрело первоначальный вид, реставраторы вернули снесённые в советские времена башенки на крыше, восстановив их по фотографиям. Гостиницу «Версаль» спасали усилиями многих людей, институтом ДНИИМФ был выполнен проект реставрации, а руководил ею Виктор ОБЕРТАС. Выполняла работы компания из КНР, тогда это был первый опыт работы с китайцами и было много непонимания, курьёзных ситуаций, как, например, случай, когда рабочие начали красить элементы декора (розы), выполненные в утончённом стиле «модерн», в ярко-красный цвет. И художнику-реставратору пришлось хватать их за руки, самой размешивать краски и объяснять, что эти элементы должны быть нежного пастельного оттенка. Зато сейчас это один из немногих сохранившихся подлинных интерьеров в городе. Здание банка «Приморье» постоянно поддерживается в хорошем состоянии, все работы проходят с полным соблюдением правил реставрации.
Много лет по кирпичику реставрируется здание лютеранской кирхи святого Павла. Она тоже находилась в аварийном состоянии. Интересно, что все переплёты круглых окон – готические «розы» и другие первоначальные деревянные детали после 90-летней эксплуатации находились в отличном состоянии, их только очистили от старой краски.
– Как вы думаете, отразится ли финансовый кризис на судьбе наших достопримечательностей?
– Трудно сказать. Очень волнует в этом смысле судьба памятников деревянного зодчества, например, домов бывшей Экипажной слободы – на улицах Абрекской, Махалина, Карла Либкнехта. Они в катастрофическом состоянии. А ведь именно в этих объектах сохраняется история переселенцев из центральной части России, которые осваивали край и строили город. В них воплощены черты и традиции русской культуры различных российских губерний, кроме того, это уникальная архитектура, которую уже никто не повторит.
Что касается Владивостокской крепости, то на этот год нам выделено три миллиона рублей, которые пойдут на продолжение работ по реставрации форта № 7. Уже утверждён список работ, скоро объявим конкурс среди подрядчиков.
Хочу пожелать жителям Владивостока побыстрее оказаться в таком городе, где исторические достопримечательности предстанут во всём своём блеске, вызывая чувство гордости за наших предков.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ