Японский handmade. Бамбук, хлопок и тушь – секрет долголетия?

Демонстрация традиционного прикладного искусства Японии, организованная генеральным консульством Японии во Владивостоке, прошла в музее Арсеньева. Детвора, молодёжь, люди старшего поколения - многие пришли взглянуть на то, как Танака Ёсихиро, мастер по из

3 апр. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2507 от 3 апр. 2009
2b240b31468543a0e87da37da198e41f.jpg

Демонстрация традиционного прикладного искусства Японии, организованная генеральным консульством Японии во Владивостоке, прошла в музее Арсеньева.

Детвора, молодёжь, люди старшего поколения - многие пришли взглянуть на то, как Танака Ёсихиро, мастер по изготовлению бамбуковых жалюзи «эдо-сударэ», и Сюндзи Онда, мастер по росписи бумажных фонариков «эдо-тэгаки тётин», продемонстрируют своё мастерство. Но оказалось, что можно не только взглянуть, но и поучаствовать.

Вокруг подиума, на котором работает Онда-сан, - сосредоточенное молчание. Да и можно ли отвлекаться, если старательно раскрашиваешь тушью собственное имя, выведенное мастером на бумажном фонарике? Ведь потом эту поделку возьмёшь с собой!

Бумажные фонарики – один из самых популярных японских сувениров, да и над магазинами в Стране восходящего солнца их можно встретить довольно часто. Семья господина Онда занимается изготовлением фонариков уже 150 лет, Онда-сан – мастер в пятом поколении.

- Но, - улыбается он, - расписывать фонарики я начал первым в семье. В Японии нет специальных школ, где можно научиться этому. Однако существуют династии, хранящие это ремесло многие века. Я пошёл в ученики к мастеру…

Точно так же, как когда-то Онда Сюндзи, жители Владивостока, пришедшие в музей, учились у него аккуратности и терпению, тщательности и спокойствию, без которых невозможно сделать фонарик произведением искусства…

Уносили с собой из музея посетители и бамбуковые салфетки, и коврики, которые щедро дарил им Танака Ёсихиро. Станок, придуманный столетия назад, нити из хлопка да бамбуковые палочки – вот его немудрёный инструмент. Но фокус в том, что таким способом делают в Японии жалюзи почти тысячу лет! Танака-сан занимается этим искусством почти 60 лет. Мастеров, умеющих плести настоящие «эдо-сударэ», сегодня в Японии не так много, и потому у Танака-сан множество постоянных заказчиков – его жалюзи можно встретить во множестве гостиниц, местах проведения чайных церемоний.

- Я не жалею, что посвятил свою жизнь этому искусству, - говорит Танака Ёсихиро. - Ни за какие деньги не купишь ту радость, которую я испытываю, когда вижу, как мои работы разъезжаются по всей стране.

Чему нам следовало бы поучиться у японцев – так это той трепетности и тщательности, с которой они относятся к своей истории, фольклору, народным промыслам. Из зала музея корреспондент «В» выходил с надеждой на то, что однажды здесь пройдут мастер-классы, например, плетения лукошек. Не потому, что кризис, а потому, что в этом – часть национальной идеи, если хотите, часть самоидентификации… Но это – мечты…