На том берегу. Масштабная стройка на Русском вызывает много вопросов у местных жителей

Строительство моста на остров Русский идёт полным ходом. На очереди сооружения, которые мы уже привычно называем объектами саммита АТЭС. Однако цивилизация, которую островитяне так долго ждали, пока принесла проблем больше, чем благ.

2 апр. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2506 от 2 апр. 2009
75cc0e0d44997d975ee1d81c7a2d6dc6.jpg

Строительство моста на остров Русский идёт полным ходом. На очереди сооружения, которые мы уже привычно называем объектами саммита АТЭС. Однако цивилизация, которую островитяне так долго ждали, пока принесла проблем больше, чем благ.

Эх, дороги...

Конечно, всё ещё впереди – новые дома, благоустроенные дороги и мост, по которому можно будет попасть на «большую землю» в любое время суток.

Но сейчас выехать с Подножья во Владивосток можно только в определённое время – три раза в день желающих отправиться в город или вернуться на Русский возит катер или паром. Ежедневно этим транспортом пользуются около 300 человек.

На одном из последних заседаний Дальневосточной дирекции «Росстроя» был поставлен вопрос о переносе остановки морского транспорта с Поспелова на Канал. Здесь, в нескольких десятках метров от пассажирского причала, начинается строительство грузового пирса, куда будут доставляться материалы для стройки.

Вариант с переносом морской остановки на Канал городская администрация не поддержала.

Полуразрушенный, осыпающийся пирс может быть просто опасен. А чтобы довезти жителей с мыса Поспелова, надо преодолеть – не проехать! – три с половиной километра по бездорожью. А потом ещё пройти пешком – брать на себя ответственность за жизнь пассажиров, которых надо провезти по осыпающейся дороге вдоль моря, не хочет никто.

- Наших дорог техника не выдерживает, - сетует руководитель администрации островной территории Виталий КОЗАК, - автобусы ломаются по два раза в неделю.

Поэтому, по словам заместителя главы города Тамары БОКИЕВЕЦ, сейчас совместно со специалистами Дальневосточной дирекции «Росстроя» будут прорабатываться варианты, как сделать посадку и высадку пассажиров на Поспелова безопасной. Среди предложенных вариантов – установка шлагбаума, который на время посадки и высадки людей будет перекрывать дорогу грузовикам, а также перенос автобусной остановки на безопасное расстояние. Или же строительство временного пассажирского виадука, как это сделано во Владивостоке, в районе фуникулёра.

Конечно, ремонтировать причальную стенку на Канале, как и дорогу, ведущую к этой морской остановке, необходимо, необходимо. Но тут загвоздка даже не финансовая - документальная. Пока вся земля находится в ведении Минобороны, вопросы финансирования не решаются.

Землю – народу

Земельный вопрос стал одним из основных на сходе населения посёлка Аякс. Более 300 человек, жители четырёх домов, в скором времени должны будут съехать из своих квартир. Кто-то решил остаться на острове, кто-то перебраться на «материк».

Тем, кто не захотел покидать Русский, Дальневосточной дирекция «Росстроя» вместе с администрацией Владивостока предлагают вариант долевого строительства. Взамен утраченных квадратных метров обещано построить коттеджный посёлок. Тем более что территория для малоэтажной застройки на острове предусмотрена проектом, правда, строить там планировалось позже - ближе к 2025 году.

- Мы будем форсировать события, - пообещал заместитель директора Дальневосточной дирекции «Росстроя» Александр МИХАЙЛОВ.

Но тут снова всплыл «земельный вопрос». Остров по-прежнему находится в ведении Минобороны. Администрация города подала заявку в Минрегионразвития и Минобороны на формирование и передачу земельных участков.

- Вопрос в том, как быстро это будет продвигаться. Всё усложняется тем, что пока нет земли, мы не можем заказать проекты, - поясняет Тамара Бокиевец. - Александр Михайлов считает, что, скорее всего, «земельный вопрос» решится не раньше осени – зимы 2009 года. Значит, строительство в лучшем случае удастся начать только весной будущего года.

Конкретнее никто из присутствующих ответственных лиц сказать ничего не смог.

Островной синдром


Отсутствием конкретики были не довольны и те островитяне, кто согласился взять компенсацию и оправиться жить во Владивосток. Некоторые из них уже буквально живут на чемоданах, съехать готовы в любой момент. Кое-кто уже присмотрел квартиры в городе, но купить их пока не могут. Денег нет.

Александр Михайлов пообещал, что финансовый вопрос решится совсем скоро – в течение полутора-двух недель. Но местные жители утверждают, что то же самое им говорили и месяц назад. Утешает одно – цены на квартиры падают, а сумма остаётся неизменной, значит, квартиру можно будет купить даже больше, чем была.

- На ту суму, в которую оценили наше жильё, мы можем купить квартиры в городе. Я уже смотрела жильё – можно купить нормальную квартиру, - говорит жительница Аякса Наталья РЯГИНСКАЯ. – Всё упирается в деньги, если бы они были, я уже завтра бы съехала. Мы давно готовы к переезду. Весь последний год живём в подвешенном состоянии.

Конечно, оценкой довольны не все, ведь квартиры, как утверждают островитяне, оценили по квадратным метрам, независимо от состояния. Прибавили сумму на переезд - и получилась выкупная стоимость.

- Выкупная стоимость жилья складывается из многих составляющих, - уверен Геннадий ПАСКОТИН, председатель правления организации по защите прав и интересов жителей острова Русского. – Это рыночная стоимость плюс все убытки, связанные с переездом, расходы на риэлторские услуги и тому подобное. Кроме того, мы хотели бы знать, из чего складывается оценка стоимости. Один из жителей делал независимую экспертизу, и она не совпала с оценкой, которую ему дали.

Словом, опять вопросы. До переезда жителям Русского предстоит потратить ещё немало сил и времени на их решение.

~~Кстати
По словам директора Дальневосточной дирекции «Росстроя» Александра Михайлова, сегодня разработано несколько схем выкупа квартир. Те граждане, у которых квартиры находятся в собственности более трёх лет, при открытии финансирования могут заключать с Дальневосточной дирекцией «Росстроя» договоры купли-продажи. При выкупе таких квартир хозяева будут избавлены от необходимости платить 13-процентный налог. А вот те, у кого приватизированное жильё в собственности менее трёх лет, при заключении договора могут потерять 13 процентов от выкупной стоимости.

Дальневосточная дирекция ждёт закона об АТЭС, где будет прописан механизм изъятия у граждан квартир без выплаты подоходного налога.

Кроме того, Александр Михайлов пообещал, что люди смогут ещё какое-то время проживать в выкупленной квартире. В договоре купли-продажи будет оговариваться срок, в течение которого бывший хозяин квартиры сможет проживать в ней бесплатно.

Первые строительные работы в районе Аякса могут начаться уже в конце весны, они, конечно, сделают проживание жителей Аякса не совсем комфортным. Заместитель генерального директора Дальневосточной дирекции советует тем, кто по каким-то причинам не хочет продавать своё жильё, ещё раз подумать. ~~

Автор: Анна Бондаренко Валерьевна