Православная культура – для киргиза и узбечки

Элеонора КОМИССАРОВА, преподаватель литературы и русского языка средней школы № 17 Владивостока (на снимке), не так давно вернулась из Москвы, где принимала участие в 17-х международных Рождественских образовательных чтениях. Элеонора Владимировна отправи

27 март 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2503 от 27 март 2009
d644de432ef35f84e829109ea50a9e0a.jpg


Элеонора КОМИССАРОВА, преподаватель литературы и русского языка средней школы № 17 Владивостока (на снимке), не так давно вернулась из Москвы, где принимала участие в 17-х международных Рождественских образовательных чтениях.

Элеонора Владимировна отправилась туда не как словесник, а как человек, который второй год ведёт в школе предмет «Основы православной культуры».

- Мы (в Москву ездили ещё несколько директоров владивостокских школ и учительница из Арсеньева) побывали на литургии в храме Христа Спасителя, - говорит Элеонора Владимировна, - участвовали в работе очень интересных секций, например: «Православное воспитание и образование», «Семья в XXI веке», «Христианство и культура» и многих других. Я послушала патриарха Московского и всея Руси Кирилла, министра образования Андрея Фурсенко… Узнала, что в России есть регионы, в которых преподавание основ православной культуры ведётся не первый год. Там давно поняли, что говорить о духовных и нравственных вещах, не опираясь на православные традиции, невозможно.

А потом нас возили в город Козельск. Это маленький провинциальный городок, стоящий на намоленной земле, с трёх сторон его окружают монастыри… А главное – в этом городе такой предмет, как основы православной культуры, ведётся во всех школах с первого класса и вся система духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи построена в рамках православной культуры.

- Элеонора Владимировна, как вы пришли к решению взяться за преподавание основ православной культуры?

- Тема моего самообразования уже много лет: духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы. Да и на уроках литературы я так или иначе обращалась к темам, пересекающимся с основами православной культуры. Так вот и родилось это желание. Меня поддержала директор школы. Потом мы обратились к родителям, потому что этот предмет – дело тонкое, да и в прессе высказывались опасения разного рода. Не знаю, может, дело в том, что мы знакомы с родителями уже не первый год и они доверяют мне как педагогу, но проблем не возникло. Дети отнеслись к новому предмету по-разному. Сначала было недоумение: что это ещё за основы? Первые уроки были разъяснительными: что такое православная культура, для чего нужно её знать, что нас интересует культурологический аспект православия, что мы не говорим о религии и вере, хотя не касаться этих тем, конечно, не можем.

Посещение уроков основ православной культуры – добровольное. Даже в расписании мы ставим его первым или последним уроком, чтобы дети могли выбирать… У ребят по этому предмету в основном «четвёрки» и «пятёрки». Мы обсуждаем какую-то тему, делимся мыслями, ребята пишут мини-сочинения. И иногда этими сочинениями меня удивляют. Помню, была тема о прощении. И один из учеников написал: «Да, просто попросить прощения, если ты наступил на ногу в автобусе, но когда ты кому-то плюнул в душу, признать серьёзную ошибку, сказать, что был неправ, куда сложнее…».

Вот что мы проходим на уроках: «Православные монастыри – культурные центры России», «Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности», «Особенности древнерусской иконописи», «Благочестивый образ жизни», «Нагорная проповедь и кодекс нравственности современного человека». Уроки по Нагорной проповеди, по десяти ветхозаветным проповедям мне очень понравились, ребята приводили интересные примеры, много рассуждали. И я понимала, что наши дети глубже, чем нам кажется, тоньше чувствуют…

Когда был урок «Устройство православного храма», я попросила, чтобы ребята получили разрешение родителей на посещение храма Казанской Божией Матери – с познавательными целями. И никто не запретил. И на экскурсию по храмам Владивостока мы ездили…

Помните, каким был самый главный аргумент против введения «основ православной культуры»? Что Россия – многоконфессиональная страна. Так вот, это вовсе не аргумент! У меня в классе есть даргинец, это дагестанская народность, есть ингуш, киргизка и азербайджанка, это дети-мусульмане. Причём в их семьях обряды и традиции мусульманства очень чётко соблюдаются. У ребят не было никакого сопротивления, наоборот, они сами решили посещать эти уроки и изучают православную культуру с интересом. Они понимают, что если судьба закинула их в другой социум, в другую страну, то как раз этот предмет поможет лучше понять окружающих. Об этом хорошо сказала Жаныбек, мама моей ученицы Зияды: «Когда дочь приходит из школы и рассказывает, что узнала на уроке основ православной культуры, мы понимаем, что с этими знаниями дочке легче будет жить в России». Между прочим, Зияда знает историю своего рода за 200 лет, такие интересные вещи рассказывает. И я думаю: разве может ребёнок, который с таким трепетом относится к истории своей семьи, с пренебрежением отнестись к истории целой цивилизации? Нет, конечно.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ