И цены высоки, и кредиты дороги
Потребительский бум, который Россия переживала последние несколько лет, сейчас сводится на нет. Виной тому в первую очередь стали недоступные кредиты, а во вторую – значительный скачок цен. У продавцов сетевых предприятий (ритейлеров) стремительно снижают
Потребительский бум, который Россия переживала последние несколько лет, сейчас сводится на нет. Виной тому в первую очередь стали недоступные кредиты, а во вторую – значительный скачок цен.
У продавцов сетевых предприятий (ритейлеров) стремительно снижаются объёмы продаж. В конце прошлого года поспособствовали этому их давние партнёры – кредитные учреждения, которые ужесточили условия кредитования или совсем покинули торговые точки. Другая очевидная тенденция, которая повлияла на спрос, - это удорожание товаров вследствие повышения курсов доллара и евро.
- По подсчётам специалистов «Евросети», товарного запаса, закупленного по старым ценам, на складах и в магазинах компании осталось на пару недель, - комментирует управляющий ДВ филиалом «Евросеть» Сергей ХЛЫСТОВ. - Новые партии товара будут закупаться уже по новым ценам. Мы закупаем телефоны и цифровые устройства за рубли у производителей. А так как производство техники находится за рубежом, производители увеличивают стоимость отгружаемого товара пропорционально росту стоимости доллара и евро. Что касается ассортимента, то пока он остаётся таким же, каким был до кризиса. Но мы сейчас более критично смотрим на него и, возможно, сами будем сокращать некоторые позиции. В частности, в категориях аксессуаров, портативной техники. Также производители сейчас принимают решения о сокращении количества моделей.
- Подавляющая часть товаров в России имеет импортное происхождение и покупается за доллары или евро, - подтверждает Олег КОСЕНКО, руководитель отдела управления товаром сети магазинов «Домотехника». - К тому же таможенные платежи также выражаются в этих валютах. Естественно, на российском рынке стоимость таких товаров дорожает. Менее интенсивный рост цен на товары, собранные в России, но он всё же есть, потому что комплектующие всё-таки поступают из-за рубежа. Так, подорожание не очень сильно затронет технику Beko, Bosch, Indesit, «Бирюса», так как только часть комплектующих для некоторых видов техники этих брендов – зарубежные. В целом же у оптовых поставщиков цены на технику повышаются поэтапно в зависимости от имеющихся товарных запасов. Лишь один наш поставщик поднял единовременно на все товары цены на 40 процентов. Также поэтапное повышение цен происходит и в розничных сетях. Например, в наших магазинах цены увеличиваются на каждую вновь поступающую партию товара, такая тенденция наблюдается с конца прошлого года.
- Если ещё в январе цены в наших магазинах продержались на прежнем уровне благодаря товарным запасам, то с февраля началось повышение с каждой закупаемой партией, - говорит начальник управления торговли департамента бытовой техники группы компаний «В-Лазер» Илья ШАРАПОВ. – Однако рост цен не пропорционален росту курса доллара. Бытовая техника в наших магазинах росла в цене менее интенсивно. Трудно оценить этот рост, на каждую группу товаров он был разным и постепенным. Конечно, рост курсов валют очень ощутим для рынка бытовой техники, который на 95 процентов состоит из импорта.
Не рады ритейлеры и сворачиванию деятельности банков-партнёров.
- В связи с финансовым кризисом банки ужесточили требования к заёмщикам, поэтому количество отказов по выдаче кредита возросло, - говорит Сергей Хлыстов. - Из-за этого продажи в кредит сократились примерно на 50 процентов. В отсутствие приемлемых условий кредитования покупатели приобретают другие, более доступные по цене модели. Поэтому происходит снижение средней цены приобретаемого мобильного телефона. Сейчас в наших салонах она составляет 4700 рублей, снижение по сравнению с докризисным временем – на 10 процентов.
И всё-таки некоторым продавцам удаётся договориться с банкирами на нестандартные условия. К примеру, «Домотехника» договорилась с банками, которые обычно кредитовали её покупателей, на беспроцентный кредит, хотя подобные программы в сетях сейчас прикрыты. Как правило, торговцы бытовой техникой перешли на скидки – для них они остались единственным маркетинговым ходом, который может хоть как-то привлечь клиента в столь нелёгких условиях финансового кризиса.
Автор: Татьяна Куликова Анатольевна