Прощай, помогайка?

Мне, жителю сначала Находки, а затем Владивостока, тема российских помогаек долгое время была чужда. В больших городах всё более-менее обустроено, работа есть, зарплату платят, а местное руководство считает вполне естественным отчитываться перед население

17 март 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2496 от 17 март 2009
d16822780f5de65332062217823c5516.jpg


Мне, жителю сначала Находки, а затем Владивостока, тема российских помогаек долгое время была чужда. В больших городах всё более-менее обустроено, работа есть, зарплату платят, а местное руководство считает вполне естественным отчитываться перед населением по поводу, скажем, перебоев с горячим водоснабжением.

Проносясь мимо запущенных сёл и деревень приморской глубинки в автобусе или на авто, не всегда и заметишь, как живут их обитатели. А уже на китайской стороне, в заветной «Суньке», русских «корефанов» встречали местные, очень назойливые помогайки, бойко таскавшие мешки российских челноков. Что и говорить, в лихие 1990-е китайская продукция сильно выручала, многие челночеством спаслись от безработицы, «подняли» денег…

Большинству, однако, «подняться» не удалось. Разорённые колхозы-совхозы, нищие деревни с просто жуткой инфраструктурой, всеобщая безработица. И выбор – ехать на недельные вахты «в город», искать любую работу либо наниматься помогайками. За копейки съездить в Китай по «путёвке» специализирующейся на этом турфирмы, чтобы доставить нанимателю максимальный вес груза. С десяток лет помогаечный бизнес цвёл и пах, и вдруг – стоп, таможня не даёт добро! Служивые заняли столь жёсткую позицию по отношению к этому делу, что, как говорится, туши свет, бросай гранату!

Сегодня впору говорить о том, что этот бизнес если и не свернётся полностью, то его объёмы резко упадут. Мнения на сей счёт самые разные. Одни совершенно справедливо говорят о том, что «помогайство» позволяет насытить наш рынок дешёвым товаром, решить вопрос занятости тысяч людей. Да и, наверное, отдельные «граждане начальники» из таможенных тоже внакладе не остаются? Другие не менее справедливо ведут речь о том, что последствия этого «полукриминального вида бизнеса» – значительные суммы неуплаченных в казну налогов (а это пенсии, зарплаты бюджетников, национальные проекты), недобросовестная конкуренция, серьёзная помеха цивилизованному туризму… Ещё говорят о низком качестве ввозимого помогайками товара, вплоть до его смертельной опасности. Соглашаясь с последним, стоит всё же вспомнить о далеко не единичных случаях внешне вполне законного ввоза промышленных партий товара из Китая, который настоящей сертификации не проходил…

Что тут сказать? Да, интересы государства страдают. Но пока их защита вновь обрекает тысячи людей на безработицу, на нищету. Взамен-то людям ничего не предлагают. Нынешняя ситуация всё только усугубляет. Как следствие – рост цен, снижение ассортимента товаров и невозможность для всё большего числа людей купить себе хотя бы не очень качественные китайские обновки. Плюс ещё одна вполне вероятная «точка роста» для коррупции: там, где «запрещено, нельзя», всегда ведь находятся лазейки.

Невольно приходит на ум известное высказывание: «Хотели, как лучше – получилось как всегда».

Автор: Фёдор Устюгов Фёдорович