Две актрисы + певица + баян = Василий Тёркин

Минимум декораций, собственно, их вообще нет. Негромкий звук баяна. И две девушки в рубашках цвета хаки, в пилотках читают собравшимся… Нет, не так. Екатерина Кучук и Руслана Дедик не просто так читают. Они – участницы творческого проекта «Литературный те

20 февр. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2485 от 20 февр. 2009
882b274c46ab29060df519247a834ca3.jpg

Минимум декораций, собственно, их вообще нет. Негромкий звук баяна. И две девушки в рубашках цвета хаки, в пилотках читают собравшимся… Нет, не так. Екатерина Кучук и Руслана Дедик не просто так читают. Они – участницы творческого проекта «Литературный театр». И для всех, кто накануне Дня защитника Отечества пришёл в Приморскую краевую филармонию, играют спектакль «Василий Тёркин». Да, две красивые женщины рассказывают о войне…

- Мы привлекаем к сотрудничеству актёров, музыкантов, - рассказывает актриса и разработчик проекта «Литературный театр» Екатерина Кучук, - которые работают в разных коллективах, но собираются вместе ради конкретной постановки. Вот в «Василии Тёркине» принимают участие актриса Руслана Дедик (или актриса Марина Иваненко), баянист, лауреат международных конкурсов Роман Туров, солистка Приморской филармонии Елена Брыкина – военные песни в её исполнении органично вплетаются в ткань спектакля и делают его насыщеннее, ярче.

Нашему «Литературному театру» три года. Идея не нова, но как-то подзабыта, а может, кому-то она покажется и несовременной… Но я точно знаю, что актёру бывает недостаточно тех ролей, что он получает в театре, да и музыкант может ощущать пустоту, если не занимается активной концертной деятельностью. Знаете, что такое потребность в творчестве? Я ушла из стационарного театра, потому что была мало занята, выходила на сцену два-три раза в месяц, меня это просто разрушало изнутри!

Особенность нашего «Литературного театра» в том, что мы работаем в основном на детскую аудиторию. И, идя в школу, учитываем просьбы преподавателей литературы, ставим те произведения, которые входят в программу. Замечу, что работаем не только во Владивостоке, но и много ездим по Приморью. Нам помогает Приморский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования.

В становлении этого творческого проекта большое участие приняла Адреана Агбалян. Именно она познакомила Екатерину с баянистом Романом Туровым.

- Первые наши постановки, - говорит Екатерина, - были без баяна, теперь же мы просто не представляем художественное слово без музыкального сопровождения, настолько оно обогатило наши программы. И Роман – не просто наш иллюстратор, он полноправный творец, его идеи приходятся всегда очень кстати! Он легко вписался в наш коллектив – всегда готов к поездке, к тому, что за день мы можем сыграть четыре спектакля. Эта работа – огромная школа для артиста, закалка, если хотите.

Те, кто хлебнул военной доли, знают, что такое привал: минуты тишины, уставшие бойцы, видавшая виды гармонь… Хорошо об этом написал Твардовский!

Только взял боец трёхрядку,
Сразу видно - гармонист.
Для началу, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз.
Позабытый деревенский
Вдруг завёл, глаза закрыв,
Стороны родной смоленской
Грустный памятный мотив,
И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.

Отбирая главы из поэмы, которые войдут в спектакль, Екатерина и Руслана конечно же не могли пройти мимо «Гармони». А также мимо «Поединка», «Кто стрелял» и других. Отбор, говорят, был очень трудным, ведь каждая главка в «Тёркине», по сути, готовое произведение, цельное, гармоничное…

Спектакль «Василий Тёркин» в феврале отмечает скромный юбилей – он был поставлен год назад. И лишь теперь Екатерина сотоварищи решили представить своё детище на суд взрослой публики – почти до совершенства обкатав его на самом строгом зрителе – на детях.

- Мы его меняли, доделывали, что-то приходило во время работы, - говорит Екатерина. – «Литературный театр» работает без режиссёра, поэтому мы учимся на собственном опыте. У «Тёркина» - теперь мы это точно знаем - нет возраста. Правду о войне может сказать только тот, кто воевал. А Твардовский писал свою поэму прямо на фронте, для солдат, которые, прочитав очередную главу, шли в бой. Поэтому там нет ни единого фальшивого слова. А какая глубина материала, какие простота, лёгкость, кураж!

- Легко ли было вам, молодым красивым женщинам, входить в материал, где мало того что война, так ещё и герой – мужчина?

- Да, сначала мы волновались, пытались найти актёра на роль Тёркина. Но потом поняли, что он и не нужен. Мы даём возможность нашим слушателям не видеть, а представлять себе Тёркина – каждый видит его по-своему…

Да, включиться в материал сразу было нелегко. Текст прошлого века – ведь уже почти сто лет назад писалась эта поэма – оказался сложнее, чем мы думали. Когда брались за постановку, помнили, ещё со школы, что «Тёркин» - это просто. А когда вчитались, поняли, какой глубокий смысл там заложен. Нас выручает женская эмоциональность. Когда слёзы к горлу подступают, сфальшивить не удаётся. А то, что мы – женщины – говорим о войне, значит, мы ей противостоим…

- Ваш театр – без декораций, почти без грима и костюмов. Наверное, зритель не сразу проникается?

- Это очень важно! Мы с Русланой пробиваемся к детским душам средствами художественной, интонационной выразительности. Сегодня кино, телевидение просто убивают воображение детей. Им создали картинку – и фантазировать уже не надо. Пищу для глаз делают, а для ума где пища? А вы вспомните, как мы любили в детстве, когда мама читала нам книжку! Ведь воображение у каждого человека настолько живое… Когда мы в школу приходим, то сталкиваемся подчас с тем, что дети начинают смеяться, когда поёт Елена. Они не привыкли к вокалу! Представляете? И только минут через 10-15, когда начинает работать воображение, когда слово и музыка доходят до души… Вот тогда мы смотрим на наших зрителей и понимаем, что их проняло. Они меняются прямо на глазах! И мы надеемся, что после спектакля дети обращаются к книге.

И не только детей пронимает! Мы принимали участие в Ночи музеев, читали Маяковского, так даже представить не могли, сколько будет проявлено интереса, люди подходили, спрашивали, где можно увидеть наши спектакли… Недаром говорится: в начале было слово.