Браки заключаются не на небесах
О прочности заключённого союза говорят, что он выдержал испытание временем. А вот о людях, которые заключают эти союзы не на небесах, а здесь, на земле, мы практически ничего не знаем. Между тем их лица мелькают на семейных фотографиях или видеозаписях, с
О прочности заключённого союза говорят, что он выдержал испытание временем. А вот о людях, которые заключают эти союзы не на небесах, а здесь, на земле, мы практически ничего не знаем. Между тем их лица мелькают на семейных фотографиях или видеозаписях, сделанных в дни торжества. К примеру, главный специалист Виктория Чубун проработала в отделе загс Ленинского района города Владивостока 22 года.
- Все мы не забываем то, что связано со словом «первый». А как вы провели первое в своей профессиональной карьере бракосочетание?
- Сразу же после школы попробовала поступить на юридический факультет ДВГУ, но мне не хватило баллов, - отвечает Виктория Валерьевна. – Тогда и решила устроиться на работу по профилю и попала в загс. В то время он располагался в здании администрации Ленинского района, а через три года мы переехали на постоянное место – в дом № 15 на улице Шкипера Гека.
Сначала я занималась бумажными работами, а когда мне исполнилось 19 лет, я хорошо это помню, регистрировала первых новобрачных. Мой непосредственный начальник Людмила Губина задерживалась, и мне пришлось начинать церемонию самостоятельно. У пары было много гостей - супруг оказался из многодетной семьи, и я очень волновалась за то, как пройдёт ритуал. Всё шло замечательно, и слов я не перепутала. Только в самом конце подъехала Людмила Фёдоровна. Она тихонько вошла в зал, и я разволновалась. Но она кивнула головой – дескать, всё нормально.
В то время регистратору полагалось носить парадную ленту. Я была одета по-рабочему - кофточка и юбка. У меня даже туфелек не было. Нашла чьи-то, чтобы не в сапогах вести церемонию. Кажется, была зима или ранняя весна. На улице было холодно…
- Вы сами составляете тексты для ритуалов?
- Конечно. Правда, существует основа, но всё равно стараешься привнести что-то своё. Часто приходится ходить в библиотеки либо использовать то, что где-то читала или слышала. В Москве, например, для работников загсов постоянно устраивают семинары и даже учат речевым оборотам и сценическому мастерству. Мы совершенствуемся сами.
Гендель против Мендельсона- Какое у вас хобби?
- Увлекаюсь музыкой - и классической, и попсой, люблю рок.
- Тогда о музыке: как правило, всё начинается с «Марша Мендельсона», или в вашей практике были исключения?
- Одна молодая пара очень не хотела, чтобы во время регистрации звучало это произведение. Они были настроены категорически против привычного свадебного марша, особенно жених. Об этом решении он сообщил перед регистрацией, когда оформлял документы. Молодожёны даже принесли свои варианты музыкального сопровождения церемонии, что-то вроде рок-н-ролла. Мы всё-таки пришли к договорённости, и чтобы соблюсти торжественность момента, поставили Генделя. И всё же, когда зазвучала патетическая музыка, гости стояли и не понимали, что происходит.
Случалось, что пары расписывались в полной тишине. Это так называемая не торжественная, а обычная церемония. Новобрачные просто приходят в загс, чтобы зарегистрировать свои отношения, и одеты они соответственно.
- Существуют ли в день бракосочетания особые приметы или суеверия? Как приходилось спасать ситуацию?
- Ничего такого сверхъестественного не припомню. Правда, был такой случай, когда перед тем как новобрачным войти в зал торжественной регистрации, кто-то неосторожно перешёл им дорогу. Невеста была в панике. С трудом удалось убедить её, что это всего лишь предрассудки.
- Для кого из известных личностей города вы стали крёстной?
- Я проводила торжественную церемонию имянаречения для детей вице-губернатора Владимира Розенберга, племянников губернатора Сергея Дарькина, регистрировала актёров из Приморского академического театра имени Максима Горького. Как только они вошли в зал, стало уютно и комфортно. Я нисколько не смущалась и общалась с ними, как со своими хорошими знакомыми. На церемонии царила особая атмосфера, пожалуй, как в театре.
- Я хорошо помню своё первое интервью с диктором телевидения. Она готовилась к эфиру, приводила себя в порядок и одновременно отвечала на мои вопросы. А как начинается ваш день перед регистрацией браков? Где в загсе гримёрка?
- Прямо за рабочим столом. Я прихожу заранее, выпиваю чашечку кофе и привожу себя в порядок. Накладываю праздничный макияж, делаю причёску. Между делом глазами пробегаю текст ритуала, хотя знаю его наизусть. Так, на всякий случай, привычка. И после этого иду в зал.
- А кто шьёт вам наряды?
- У нас в городе было ателье, которое принимало такие заказы. Из Москвы доставляли журналы мод со специально разработанными моделями. Сейчас всё проще. Можно купить любое готовое платье. (В основном за свои средства, или частично затраты компенсирует администрация.) Лично у меня строгий бордовый костюм.
- А цвет наряда регламентирован?
- Нет. Его выбирают произвольно. Хотя существует негласное правило - платье должно быть однотонным, чтобы оно не отвлекало внимание новобрачных. К нему обязателен нагрудный знак, который подтверждает, что ты представитель федеральной власти.
В загсе только женщины- Я обратила внимание, что среди работников загсов нет мужчин. А почему?
- У нас есть мужчина, кажется, в Ростовской области. Он ведущий ритуалов бракосочетания. Очень бы хотелось, чтобы сильный пол был и в нашем загсе. Недавно приходил один парень и интересовался, как можно устроиться на работу. Но дальше дело пока не пошло.
- Все ритуалы вы проводите только в стенах загса или выезжаете за его пределы?
- Бывало, выезжали, но, как правило, это не приветствуется. Торжество должно проходить в стенах государственного учреждения.
- А как проходит ритуал, когда один из супругов - иностранец?
- Церемония всегда проводится на русском языке. Как правило, у иностранцев имеется переводчик. Практически все китайцы неплохо знают русский язык. Я стараюсь ничего отвлечённого от церемонии не произносить, чтобы было понятно всем.
- Приходилось ли делать замечания брачующимся?
- Когда ведут себя не совсем корректно, то делаю замечание, но стараюсь обходиться без этого. У людей праздник, который должен запомниться на всю жизнь.
В моей практике был такой случай. Однажды на регистрации, как только я стала произносить первые слова, невеста начала плакать, потом слёзы покатились градом. Я смотрю, мама уже собирается идти к ней с платочком, но церемонию снимают операторы, фотографы, и я дала понять, что не стоит этого делать, подошла к новобрачным и продолжила процедуру более спокойно. Смотрю, невеста начала улыбаться. Видимо, она сильно переволновалась. Праздник был спасён.
Ведущий церемонии переживает всё в душе и не должен показывать своего внутреннего состояния. За столько лет работы приучила держать себя в руках. Хотя иногда после регистраций не помогает даже привычный кофе.
- Ваши дети не собираются ли продолжить династию?
- У меня сын. Ему 18 лет. Он учится в университете по специальности «Социальная педагогика». Работать в загсе не собирается. Хотя, когда я выезжала на региональный конкурс в Якутию, отметила, что у якутов развита семейственность, и в районных загсах действуют буквально семейные подряды. Кстати, на том конкурсе я удостоилась диплома третьей степени. Надо было провести ритуал бракосочетания, а пели, танцевали и рассказывали уже в неформальной обстановке. Я исполнила песню «Когда простым и нежным взором…».
- А как сотрудницы отмечают свой профессиональный праздник?
- По-разному. В основном на рабочем месте. Поздравляем друг друга. Однажды после участия в конкурсе в Первомайском районе я зарегистрировала новобрачных. Эта пара заняла первое место среди молодых семей. Они позвонили в загс и попросили поблагодарить. Лучший подарок – тёплые слова.
Автор: Татьяна ГРИГОРЬЕВА