Кризис артистам пойдёт на пользу
Седьмой кинофестиваль стран АТР «Меридианы Тихого» пройдёт во Владивостоке с 19 по 25 сентября 2009 года. Сомнения скептиков – мол, кризис и всё такое прочее – отметаются. Об этом журналистам рассказал президент фестиваля Сергей СТЕПАНЧЕНКО, который неско
Седьмой кинофестиваль стран АТР «Меридианы Тихого» пройдёт во Владивостоке с 19 по 25 сентября 2009 года. Сомнения скептиков – мол, кризис и всё такое прочее – отметаются. Об этом журналистам рассказал президент фестиваля Сергей СТЕПАНЧЕНКО, который несколько дней провёл во Владивостоке.
– Фестиваль станет более доступным для зрителя, – сказал Сергей Юрьевич. – Это не переориентация, а внутреннее улучшение. Что касается геополитической и экономической жизни страны, конечно, мы не можем от неё не зависеть, но, не вдаваясь в финансовые тонкости, скажу: фестиваль будет! И он начинает набирать обороты – в этом году дополнительными площадками фестиваля станут Находка, Уссурийск, другие ближайшие города. Да и во Владивостоке «Меридианы Тихого» доберутся до самых отдалённых точек города. Я специально для решения этих вопросов прилетел во Владивосток, и мы провели встречу с губернатором края и мэром Владивостока, и самое главное – есть политическая воля продолжать фестиваль во Владивостоке. Я с огромным удовольствием в этом убедился – и Сергей ДАРЬКИН, и Игорь ПУШКАРЁВ готовы к работе. Все понимают, конечно: преодолевать придётся больше проблем. Но преодолеем!
Обязательно сохранятся кинотуры, а встреч зрителей с актёрами будет ещё больше. Заметьте, кинотуры – это уникальная черта «Меридианов», наша изюминка! Ни на одном фестивале такого больше нет. Все фестивали, по большому счёту, одинаковы. Дорожка – гости – кино – вечеринки – загрузка в самолёт с подарками… Мы хотим такую порочную форму слегка сломать. Конечно, парадность внешняя никуда не денется, но и незаметно для себя актёры будут трудиться.
Пусть на мысе Чуркина нет кинотеатров и в центр города ехать далеко и не хочется... Ничего! Найдём площадку, клуб, поедут туда не какие-нибудь малоизвестные люди, а, простите за новояз, самые первачи. То же самое касается районов края. Доедут, выступят, встретятся.
Уже поступают фильмы в дирекцию фестиваля. Некоторые страны присылают кино, не дожидаясь официального начала отбора. В дирекции разрабатываются программы будущего форума, например, уже ясно, что в программе «В фокусе» будет представлено кино Филиппин и Индонезии. Будет особая детская программа, которую мы осуществим совместно с детским центром «Океан».
– Не будет ли в связи с кризисом проблем с наполнением такой традиционно любимой программы кинофестиваля, как «Кино России»?
– Ещё мало времени прошло с начала кризиса, поэтому на фестиваль придёт продукция не кризисного времени, вот в будущем году – да, там будет, видимо, выбор меньше.
Что касается кризиса… Вспомните мировую практику – Голливуд возник в самый ужасный период американского кризиса. В тесноте ведь рождаются настоящие творческие шедевры. Если актёру отключить сегодня горячую воду, завтра он будет Гамлета лучше играть, это точно. А если включается режим наибольшего благоприятствования, сразу начинаются стагнация, бездуховность, и настоящего кинематографа не происходит. И думаю, теснота финансовая кинематографу и искусству только на пользу пойдёт.
– Как обстоят дела с вашим фильмом «Следы на песке»?
– Я снял картину, хотя и не во Владивостоке, о чём до сих пор жалею. Да, то, что мы хотели снимать здесь, на мысе Гамова, – море, самшитовые рощи, рассказывать про чжурчжэней и бохайцев, с настоящими костюмами, – пришлось отложить и менять на ходу и географию, и саму историю. Ибо, получив от Госкино как дебютант 500 тысяч условных единиц, я понял, что это для кино – ничто. Этого хватит, чтобы провести шикарный банкет по поводу начала съёмок, а потом всё закрыть. Всем дебютантам дают мало денег, а я принципиально не ходил и не искал деньги на стороне. И, думаю, поступил правильно.
Сейчас завершается монтаж картины, впереди озвучивание, запись музыки. Было дело, сижу я на монтаже, смотрю и думаю: да мне ещё полкартины доснимать надо. А пришла монтажёр: да погоди, старик, ты просто не видишь, сейчас я тебе сложу… И сложила, да так, что я глянул – мать честная, да у меня кино уже готово! Я ведь дилетант пока в съёмках, а есть разумные люди, профи, которые подскажут и помогут.
– Покажете ли вы «Следы на песке» на «Меридианах Тихого»?
– Ну уж к осени-то точно закончу и покажу. Если уж на «Меридианах» не показать, так я его лучше сам закопаю во дворе Мосфильма.
Я-то думал, что уже 20 февраля повезу ленту на фестиваль дебютов в Ханты-Мансийск, но вот финансовые сложности слегка подкорректировали сроки.
– Работа режиссёра, наверное, поменяла в вас что-то…
– (хохочет) Я вынес из съёмок одну мысль: все актёры – саботажники, и никто, кроме меня, работать не умеет. Если серьёзно, иногда актёру нужно сходить за горизонт и посмотреть на свою профессию со стороны, чтобы реально понять, как это… Я понял, что актёром легче быть. Намного. Пришёл, отснялся, покапризничал: «Где мой вагончик?» – «Да у нас проблемы…» – «Меня не колышат ваши проблемы!»… (улыбается) Да, артист имеет право это требовать, ведь в итоге он собирает кассу, на него идут люди в зал – посмотреть, как он формирует игровое пространство. Редко кто идёт на режиссёра. Режиссёр – чернорабочий. Не представляю, как можно самовыражаться в этой профессии. Ведь никто никогда не скажет: «Ах, как актёры хреново сработали, но как режиссёр всё сделал здорово!». Так что о частых моих походах в эту сторону думать не нужно. Но если сложится так: будет отличный сценарий, с чем сейчас проблемы и чего очень мало; будут деньги, если всё сойдётся в одной точке, то почему не начать работать? Я мечтаю, грежу тем, как снимаю кино во Владивостоке, начинал-то «Следы на песке» именно из-за этого… Сегодня мне многие предлагают помощь… Конечно, изображать в разговорах Савв Морозовых сегодня все горазды, посмотрим, что будет, как до дела дойдёт…
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ