Ведущие лесоэкспортеры пытаются не рубить сплеча
Вопросы единой экспортной политики на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона обсудили на совещании во Владивостоке представители лесопромышленного комплекса страны.
Вопросы единой экспортной политики на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона обсудили на совещании во Владивостоке представители лесопромышленного комплекса страны.
По мнению вице-губернатора Владимира Стегния, форум стал первой попыткой консолидировать усилия в продвижении отечественной продукции на весьма емкие рынки АТР, выработать современные подходы к ведению традиционного для нашей страны лесного бизнеса. В его работе приняли участие руководители ведущих в России предприятий отрасли, ряда японских компаний, Дальневосточного таможенного управления и СЭЗ “Находка”.
Не случайно столь представительное совещание состоялось именно в Приморье. В структуре российского лесоэкспорта край занимает одну из приоритетных позиций. Прежде всего это обусловлено наличием крупных морских портов и удобным географическим положением - до основных зарубежных потребителей рукой подать. К слову, среди ведущих импортеров российского леса Япония занимает
2-е, а Южная Корея - 4-е место (в четверку также входят Финляндия и Швеция - на западе страны). Значительную часть перерабатываемых в наших портах грузов и фрахта приморских морских перевозчиков составляет продукция лесопромышленного комплекса. Она занимает первое место в экспорте через таможни Дальнего Востока.
Представительный форум во Владивостоке был собран по инициативе акционерного общества “Приморсклеспром”. Как считает его генеральный директор Виктор Дорошенко, в результате демпинговой и несогласованной политики экспортеров на Азиатско-Тихоокеанском рынке сложилась неблагоприятная ситуация. Мы буквально сваливаем лес за кордон - бывают периоды, когда в японских портах сразу скапливается 2-3-месячный запас древесины, которую они не в состоянии переработать. При годовой потребности соседней страны 320-330 тысяч кубометров российские экспортеры “сплавляют” туда более 450 куб. При этом порядка 40-50 процентов лесопродукции вывозится по демпинговым ценам и с нарушением валютного законодательства. В результате в прошлом году кубометр пиловочника в среднем упал на 50-80 долларов. Огромные убытки несут и экспортеры, и производители.
Из-за дремучей ценовой политики оказался подрублен весь складывающийся десятилетиями экспортно-импортный баланс. Поэтому участники совещания в первую очередь обсудили проблемы согласованного выхода “на Японию” и стабилизации цен на российский лес, а также перспективы работы на лесном рынке стран АТР и возможности его расширения. Кроме того, руководители предприятий рассмотрели положение дел в лесопромышленном комплексе Сибири и Дальнего Востока и отметили необходимость создания в регионе специализированного лесного флота.
Приводя в пример мировой опыт, сообщает пресс-департамент краевой администрации, вице-губернатор Владимир Стегний призвал участников форума “создать рабочий орган, способный объединить усилия российских предпринимателей при экспорте продукции в страны АТР и лоббировать интересы лесопромышленного комплекса в Москве”. В частности, подобный орган мог бы координировать создание базы для углубленной переработки древесины, содействовать открытию новых рынков в Китае, Вьетнаме, Индии, Южной Корее и других странах. Одним из итогов работы совещания стала договоренность о разработке российскими предприятиями-лесоэкспортерами совместного бизнес-плана, в котором предполагается согласовать вопросы заготовки сырья, его транспортировки, ценовой политики и объемов поставляемой древесины.
* * *
Ирина ГЛАДКИХ, "Владивосток”
Приморское управление лесами утвердило программу усиления борьбы с экономическими преступлениями, рассчитанную до 2001 года.
Самовольные рубки мобильными, хорошо оснащенными группами злоумышленников, неучтенный вывоз за границу древесины ценных пород, нарушения правил рубок лесозаготовительными предприятиями, некоторые несоответствия сложившихся правил распределения лесоучастков новому лесному законодательству - все это заставило управление лесами ужесточить контроль над заготовкой леса в крае.
Программа предусматривает проведение уже в 1997 году инвентаризации договоров на аренду участков лесного фонда с тем, чтобы привести их в полное соответствие с существующим ныне законодательством. Управление лесами в соответствии с программой намерено при помощи природоохранной прокуратуры ужесточить контроль за соблюдением лесного законодательства, лесохозяйственных требований, требовать от нарушителей штрафов, возмещения ущерба, причиненного лесному фонду. Совместно с УВД края будут созданы опорные пункты в Пожарском, Дальнереченском, Чугуевском, Тернейском, Спасском и других районах, чтобы контролировать прохождение лесопродукции по железной и автомобильной дорогам. Планируется также создать при помощи администраций районов, лесхозов, крупных лесозаготовителей, природоохранных органов оперативные группы для предотвращения самовольных рубок.
Основное место в программе отводится мероприятиям, связанным с охраной ясеня. Отвод насаждений вне арендуемых участков для рубок главного пользования при наличии ценных лиственных пород будет теперь проводиться только через конкурсы и торги. В первую очередь при выделении лимита будут учитываться потребности деревообрабатывающих и мебельных предприятий края. Службе охраны леса предстоит огромная кропотливая работа - провести клеймение ясеня на участках, которые будут отводиться под выборочные рубки главного пользования.
Программа предусматривает координацию деятельности Приморского управления лесами и Дальневосточного таможенного управления, в частности, в том, что касается обмена информацией - лесникам необходимы точные списки предприятий, занимающихся заготовкой и реализацией за пределы края древесины ясеня, чтобы не допускать вывоза за границу неучтенной продукции.
Будет сделан анализ работы лесопользователей, лесоэкспортеров и предприятий деревообработки, занимающихся заготовкой, переработкой и реализацией ясеня, чтобы получить оценку использования лесных ресурсов.
Приморское управление лесами, УВД края, а также основные лесозаготовители разработают единую форму документации на провоз лесной продукции.
Автор: Алексей РАСПУТНЫЙ, Владивосток”