Таможня дает добро
Сергей МЕЛЬНИШИН, “Владивосток”
Сергей МЕЛЬНИШИН, “Владивосток”
В результате проведения в этом году спецопераций “Захват” и “Невод”, а также операций по выявлению правонарушений в сфере импорта акцизной продукции владивостокскими таможенниками было задержано товаров на сумму 20 миллиардов рублей. В результате оперативных мероприятий возбуждено 11 уголовных дел, задержано 6 единиц оружия. В федеральный бюджет и внебюджетный фонд развития таможенной системы перечислено почти 747 миллиардов рублей. Внешнеторговый оборот предприятий, осуществляющих экспорт-импорт товаров через Владивостокскую таможню, возрос в 1,5 раза и составил 482,3 миллиона долларов США. С начала года оформлено более 1700 морских судов, 2300 тысяч тонн грузов, пропущено через границу 64 тысячи граждан.
Начальник дежурной смены оперативного отдела Чуркинского таможенного поста Юрий Мишаков - в прошлом старший офицер ракетно-артиллерийского управления Тихоокеанского флота. Оперативник Евгений Краюшкин - старпом дизельной подводной лодки. Его коллеги Алексей Гранкин и Игорь Левинтас - выпускники ДВВИМУ, до таможни работали на судах торгового флота. Все они в фискальных органах не так давно. И только Константин Данилин, начальник оперативного отдела Чуркинского таможенного поста, сразу же после окончания юридического факультета в 1983 году пошел на работу в таможню.
Каждое утро в течение получаса начальник отдела проводит занятия с дежурной сменой. После этих занятий, получив дозу правовых знаний и вникнув в содержание очередных приказов руководства ГТК, вдохновленные оперативники приступают к делу.
В заявке на досмотр 5 пароходов. Три отправляющихся в рейс и два прибывших. Один из них - иностранец, с американскими окорочками. В Японию за машинами никто не идет. Проблемы, как правило, возникают с автомобильными туристами, так что сегодня, судя по всему, день будет не очень тяжелым. Меня “вешают” Евгению, и мы отправляемся на досмотр уходящего на патрулирование судна рыбоохраны “Херлуф Бидструп”.
“Херлуф” стоит на внутреннем рейде напротив бухты Диомид. Добираемся туда на катере рыбвода “Штиль”. Капитан катера жалуется на приближающиеся холода, давно требующую ремонта технику и отсутствие денег. По дороге с топливного пирса забираем наряд пограничников. Старший наряда, лейтенант Миша, узнав, кто я и откуда, дружелюбно протягивает руку и затем что-то записывает себе в блокнотик. Пока идем к судну, Женя вводит меня в курс дела. “Херлуф” идет на патрулирование с заходом в Пусан. Груза нет, пассажиров нет. В таких условиях оперативник работает как заурядный бюрократ: проверяет документы, ставит подписи и печати. В общем, рутина и никакой романтики.
На борту судна нас встречает старпом и провожает в кают-компанию. Почти сразу же появляется капитан с целой кипой документации. Евгений погружается в чтение всевозможных актов, спецификаций, деклараций. Через некоторое время он обнаруживает заявленный в декларации капитана двигатель от “Паджеро” без документов о регистрации и два колеса.
Нарушение не такое уж страшное, но без специального разрешения подобные вещи через границу перемещать нельзя. Женя рекомендует капитану выгрузить двигатель на катер или перенести оформление судна. От доброжелательности экипажа не осталось и следа. Капитан сначала вспомнил все пословицы и поговорки про бюрократов. Затем про российские законы. Когда запас народной мудрости иссяк, он попросил показать ему документ, запрещающий возить с собой дизель. Таможенник молча извлек из дипломата приказ начальника ГТК и, протянув его капитану, вновь углубился в чтение деклараций. Надо отдать должное и выдержке капитана. Даже ознакомившись с этим документом, он не проронил ни одного матерного слова, а почесав затылок, лишь тяжело вздохнул и... приказал механику выбросить дизель за борт. Но тут возмутилась таможня.
- Послушайте, мастер, к чему так волноваться?- Евгений старался казаться спокойным.- Я всего лишь слуга закона, и вы это отлично понимаете. Поэтому лучше сделайте, как я рекомендую, а экологию бухты нарушать не стоит. Иначе действительно придется перенести оформление.
“Мастер” спорить не стал.
Закончив разбираться с декларациями членов экипажа, мы в сопровождении боцмана отправились досматривать трюмы и кладовые. Наконец-то настоящая работа! Интересуюсь у старшего, где и как следует искать доллары и наркотики. Он вроде как со смехом отвечает: “Деньги на теле, а наркотики в ящиках с надписью.- И неожиданно серьезно, глядя мне прямо в глаза, добавляет: - Если найдешь, не забудь сказать мне”. Смех смехом, а между прочим едва ли не 80 процентов валютной “выручки” таможни прячется именно на теле. Куда только не засовывают отечественные контрабандисты купюры с портретом президента Франклина. Совсем недавно таможенники задержали туриста, обмотавшего стодолларовыми купюрами самую ценную часть мужского тела. Как вы думаете, сколько у мужика умещается на месте оном? У задержанного было 9000 долларов.
К моему сожалению, ни денег, ни наркотиков, ни другой какой контрабанды на “Херлуфе” мы не находим. Пограничники к этому времени тоже завершили свою работу, и капитан по существующей традиции приглашает нас отобедать чем бог послал. По этикету можно не есть и не пить, но отказываться от приглашения нельзя. Традиция есть традиция. Поэтому и мы не отказываемся. Несмотря на инцидент с дизелем, бог послал нам вполне приличный стол.
На другом пароходе - сухогрузе “Ола” завершаем работу уже около 16 часов. Здесь вообще обошлось без замечаний. Как и в прошлый раз, капитан предлагает отобедать, но на сей раз мы ограничиваемся бутербродами и кофе. Евгений ободряюще хлопает меня по плечу и говорит: “Ты бы к нам зимой пришел, тогда бы впечатлений у тебя было больше”. Я вежливо благодарю и объясняю, что впечатлений у меня достаточно, а огорчает собственное невезение: целый день проработать таможенником и не найти ни цента, ни пфенинга в пользу любимого государства.
Автор: Корреспондент “В” отдежурил смену с таможенниками