Без средств и ресурсов - власти нет
Президент РФ подписал указ “Об основных направлениях реформ местного самоуправления в Российской Федерации”. Этот документ определил местное самоуправление как одно из основных направлений государственного строительства, подчеркнул роль местной власти в проведении социально-экономических преобразований.
Президент РФ подписал указ “Об основных направлениях реформ местного самоуправления в Российской Федерации”. Этот документ определил местное самоуправление как одно из основных направлений государственного строительства, подчеркнул роль местной власти в проведении социально-экономических преобразований.
В указе определены три основных момента государственной политики в области местного самоуправления - завершение формирования правовой базы, создание необходимых условий для формирования финансово-экономической основы и осуществление мер государственной поддержки местного самоуправления. Это главные направления, от успешной реализации которых в конечном счете и будет зависеть будущее местного самоуправления. Надо сказать, что для укрепления власти на местах и прежде было сделано немало. Однако проблемы остаются, и конечно же, мы каждый день и по всем направлениям ощущаем острую необходимость их решения.
Скоро исполнится год, как в Спасском районе органы местного самоуправления действуют на принципиально новой основе. Что изменилось за это время? Состоялись выборы главы муниципального образования и представительного органа местного самоуправления, коим стал муниципальный комитет Спасского района, подготовлен и направлен на регистрацию устав муниципального образования, изменена структура администрации, претерпели изменения и администрации сельсоветов. Все это как раз и сделано в свете упомянутого выше закона. Но оказалось, что существующая правовая база, на основе которой и строились основные принципы организации местного самоуправления, не в полной мере отвечает реалиям жизни. С одной стороны, согласно Конституции, закону о местном самоуправлении нам определены правовые, экономические и финансовые гарантии в осуществлении своей деятельности, с другой - на сегодняшний день существует великое множество других законодательных актов, где органам местного самоуправления отводится в лучшем случае роль наблюдателя.
Экономическую основу местного самоуправления в основном составляют муниципальная собственность и природные ресурсы. Однако местное самоуправление вступило в силу после реорганизации народного хозяйства страны, после быстрой приватизации, акционирования предприятий и организаций различных отраслей. В итоге муниципальная собственность сократилась практически до бюджетных организаций, содержание которых легло непомерным грузом на плечи местного бюджета. Здесь, мне кажется, мы поспешили, нужен был переходный период, во время которого мы могли бы определиться с муниципальной собственностью, не торопились бы с акционированием тех предприятий, от работы которых в конечном счете зависят как финансово-экономическая стабильность, так и выполнение многих социальных программ.
Теперь несколько слов о природных ресурсах, которые также являются экономической основой местного самоуправления. В правильном, рациональном использовании природных ресурсов заложен огромный потенциал экономического роста и становления местного самоуправления, но при условии, что вопросы природопользования мы будем решать в основном самостоятельно. В действительности мы лишены такого права, мало того, в последнее время мы столкнулись с проблемой, когда распределение природных ресурсов происходит даже без согласования с нами. А нам-то на месте виднее, как с большей выгодой использовать природные ресурсы.
Никто не отрицает и не оспаривает, что есть ресурсы, имеющие общегосударственное значение, но сегодня необходимо определиться с перечнем федеральных ресурсов по порядку их использования с обязательным учетом интересов как федерации, так и территории. В противном случае у органов местного самоуправления не будет стимула для рационального использования природных ресурсов, их воспроизведения и охраны.
Еще на одной проблеме хотелось бы сегодня остановиться. На проблеме насыщения органов местного самоуправления специалистами в области права, управления, социологии и экономики, подготовленными в соответствии с существующими стандартами и требованием времени. Помимо этого сегодня нужна основательная теоретическая и методологическая проработка всего того, что связано с организацией местного самоуправления, и в первую очередь это должно касаться финансово-экономических основ местного самоуправления. И вот почему. Местное самоуправление призвано решать проблемы населения территории, однако решать их самостоятельно мы не можем, и связано это с финансово-экономическим положением нашего региона. Доля государственных дотаций и субвенций ежегодно, начиная с 1991 года, составляет 50-70 процентов. О какой самостоятельности можно говорить, когда жизнедеятельность региона зависит от центра. Надо сказать, что Спасский район весьма специфичен, это район 38 сел с населением 32 тысячи человек, район с богатейшими сельскохозяйственными и природными ресурсами. Это огромнейший экономический потенциал, который по сути и должен определить финансово-экономическое положение района. Однако сложившаяся ситуация в агропромышленном комплексе страны, отсутствие законодательной базы в использовании природных ресурсов с учетом интересов территории подрубили финансовые корни местного самоуправления. Проще говоря, на сегодняшний день мы не имеем той налогообразующей базы, от которой в конечном счете зависит удовлетворение жизненных нужд населения.
Эффективность местного самоуправления на дотационных территориях сегодня в полной мере зависит от того, в каком объеме осуществляется государственная поддержка данного института власти. И мы понимаем, что государственная поддержка ни в коем случае не должна сводиться к удовлетворению и решению ежедневных проблем района. Она должна быть направлена на развитие производства, создание новых рабочих мест, что в итоге приведет к увеличению доходной части местного бюджета и соответственно в будущем к снижению государственных дотаций и субвенций. Одним словом, нужна модель переходного периода дотационных территорий к реальному местному самоуправлению.
Одной из наиболее важных проблем в период становления местного самоуправления является характер взаимоотношений и конструктивного сотрудничества между органами местного самоуправления и населением. В этом плане надо помнить, что люди оценивают деятельность органов самоуправления прежде всего через призму удовлетворения своих жизненных потребностей: через насыщенность рынка, жилищных условий, наличие рабочих мест, тепла и электроэнергии в домах, общественного порядка, благоустройства и так далее. Однако зачастую решение этих проблем никоим образом не зависит от местного населения. Это опять же в руках иных центров власти. Опыт Спасского района показывает, сколь эффективным может быть спонсорская помощь местного населения школам, детским садам, приютам и больницам. Однако люди созрели и для более эффективного участия в процессе народовластия.
Каковы же перспективы развития местного самоуправления в Спасском районе? Понятно, что отдельно от других муниципальных образований Приморского края рассматривать перспективы развития самоуправления одного района нельзя. Не все мы находимся в одинаковых условиях, но общих проблем у нас много. И так как Спасский район практически полностью ориентирован на сельскохозяйственное производство, то перспективы развития местного самоуправления я вижу в первую очередь в стабилизации положения в агропромышленном комплексе, в принятии государственной программы развития села.
А еще я хотел бы пригласить своих коллег на страницах газеты “Владивосток” поделиться своими мыслями о проблемах развития местного самоуправления в Приморском крае.
Автор: Владимир СЫЧЕВ, заместитель председателя муниципального комитета Спасского района