Дом – как поле битвы

По большому счёту можно только приветствовать, когда собственники дома активно ищут путь эффективного управления своим жильём, пробуют разные варианты, стараются стать истинными домовладельцами, а не наблюдателями со стороны. Те, кто осознал, как много се

11 февр. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2479 от 11 февр. 2009
d53c57f6643467ed3f22fa7cf97855b2.jpg

По большому счёту можно только приветствовать, когда собственники дома активно ищут путь эффективного управления своим жильём, пробуют разные варианты, стараются стать истинными домовладельцами, а не наблюдателями со стороны.

Те, кто осознал, как много сейчас зависит от собственной инициативы, пробуют по-новому выстраивать взаимоотношения с управляющими и обслуживающими компаниями, находить контакт с соседями, потому что любое принципиальное решение должно быть поддержано большинством. Но возникает серьёзная проблема: как мирно и дружно решить важные для всех вопросы? К сожалению, во многих домах разгораются конфликты, втягивающие в изнурительную борьбу всё больше и больше людей. Доходит до рукоприкладства, сотрясений мозга, выноса из подъезда неугодных за руки-за ноги, заявлений в милицию. Изрядно прибавилось работы в судах.

Два примера из Владивостока: дом № 34 на улице Семёновской и дом № 11 на улице Шилкинской. Собственников того и другого в пассивности не обвинишь, для них Жилищный кодекс стал руководством к действию. В обоих домах было избрано непосредственное управление и заключён договор на обслуживание с ООО «Жилищная реформа».

И там, и там часть жильцов и сейчас уверена, что с выбором они не ошиблись. В качестве доказательства приводится аргумент: за последнее время у них сделано столько, сколько не делалось за десятилетия прежде. Другая же часть считает совсем иначе: во-первых, непосредственное управление – неэффективно, во-вторых, «Жилищная реформа» не выполнила данных ею обещаний. Каждая из сторон настолько агрессивно доказывает свою правоту, что дома стали напоминать поле битвы.

На повышенных тонах

Информационное собрание в «свечке» на Семёновской в конце января собрало много народу. Правда, из живущих в доме пришло не больше трети. Зато проявили любопытство представители других домов. Плюс адвокаты, работники городской администрации и жилищной инспекции, участковые милиционеры. Милиции, слава богу, вмешиваться не пришлось, хотя из-за накала страстей вполне можно было опасаться серьёзных инцидентов.

Поводом для собрания стало решение Ленинского районного суда по иску 12 жильцов дома о признании незаконными итогов общих собраний собственников, на основании которых было выбрано непосредственное управление, заключён договор с ООО «Жилищная реформа», сформирован и начал оформляться в общедолевую собственность земельный участок под домом.

Однако, как выяснилось на собрании, решение суда ещё не вступило в законную силу, подана кассационная жалоба. Мало того, уже успело пройти новое заочное голосование собственников дома, и большинство из них подтвердили свои предыдущие решения.

Правда, этим фактам было уделено меньше всего внимания. Не приходится говорить и о конструктивных предложениях, как нормализовать ситуацию в доме, навести устраивающий всех порядок. Разговор на повышенных тонах вылился в основном в взаимные упрёки противников и сторонников «Жилищной реформы», скандальные обвинения друг друга.

Конфликт в доме начал разгораться уже давно, и это собрание - лишь один из последних его эпизодов. Жалобы в различные инстанции, пересуды, ссоры соседей – всё это отравляет жизнь, подрывает здоровье.

От втянутых в водоворот скандала людей обычно трудно ожидать логики, в пылу спора немудрено вместе с пеной «выплеснуть и ребёнка». Как иначе расценить направленную в жилищную инспекцию жалобу группы собственников дома № 34 о том, что у них ведётся… капитальный ремонт крыши? Остаётся удивляться, как они не взбунтовались против установки нового современного лифта, бойлера с бесшумным насосом, других благ, о которых жильцы многих домов могут только мечтать... Тем более что работы по капитальному ремонту выполнялись по решению суда за средства городского бюджета, а не из платежей жильцов на текущий ремонт.

Честно говоря, не совсем понятна и реакция на оформление в общедолевую собственность земельного участка. Каждый дом, конечно, решает сам, нужно ему это или нет. Но коль проголосовали «за» и выбрали уполномоченного для решения этого вопроса, то значит, большинство собственников посчитали это необходимым? Однако на этого самого уполномоченного в официальные органы полетели жалобы, что он пытается прибрать землю… в частную собственность.

«По существующим законам каждому дому принадлежит та или иная по величине придомовая территория. Такая территория зарегистрирована и за нашим домом, - попытались вразумить соседей Василий КАБАНЦЕВ, Лев МУХИН, Тамара ОГУРЦОВА и ещё несколько собственников дома, разбросав по почтовым ящикам коллективное письмо. – Цена земли в центре города очень высокая, она повышает стоимость дома в целом и каждой квартиры в отдельности. Это скажется при продаже квартиры или передаче её наследникам».

Заканчивается письмо призывом принимать решения взвешенно и ответственно. Прислушаются ли к нему? Ведь в любом случае никто, кроме самих собственников, не сможет расставить все точки над «i», разобраться, что дому на пользу, а что – во вред. И это произойдёт тем быстрее, чем быстрее будет исчерпан конфликт.

Период двоевластия

В большом многоподъездном доме № 11 на улице Шилкинской в последние месяцы обстановка не менее напряжённая. Когда-то дружный домком разбился на два враждующих лагеря, и каждый стал перетягивать на свою сторону жильцов. Уже несколько раз прошли по квартирам представители как одной, так и второй стороны, выясняя, за что собственники: непосредственное управление или ТСЖ? Предстоят судебные разбирательства, какая из форм управления на доме легитимна.

Если взяться рассказывать, с чего начался скандал, сколько оскорблений в адрес друг друга прозвучало устно (доходило чуть ли не до драк) и письменно (в расклеиваемых листовках, в жалобах в различные инстанции), то можно утонуть в море негатива. А каково в такой тяжёлой обстановке тем, кто живёт в доме? Большинство к разборкам не имеют отношения. Тем не менее все оказались заложниками разразившегося скандала и нынешнего двоевластия.

Вот что говорят сами собственники дома.

Татьяна ГРИБАНОВА:
- Нас уже замучила бесконечная грызня между обслуживающей компанией, поддерживающими её жильцами и ТСЖ. Пусть разберутся сначала между собой, мы-то здесь при чём? Я не против ТСЖ как формы управления, но против тех людей, которые продвигают эту идею. Сейчас нам прислали две квитанции на оплату услуг по содержанию жилья. Но пока ни одну оплачивать не буду. Пусть сначала мне покажут документы, кто вправе нами управлять и собирать с нас платежи. Будем платить, когда всё окончательно разрешится.

Ольга ПОПОВА:
- Чего бы нам хотелось? Лучшего. Да только мы не знаем, где оно, это лучшее. Все обещают много, но как будет на самом деле? До этого прямо в доме у нас был слесарь, и мы могли вызвать его в любое время. Теперь вот слесаря в какую-то компанию перевели и не знаешь, куда обращаться.

Зашла в магазин рядом с домом – там целый митинг. Меня тоже строго спрашивают: «Ты за кого?». Люди готовы идти стенка на стенку.

Слышала, что ТСЖ – это хорошо, потому что люди сами управляют своими деньгами. Я голосовала за ТСЖ. Но пока хотелось бы знать, какая организация на нашем доме законна. Поэтому воздержусь оплачивать квитанции.

Любовь АПОНЮК:
- Непонятно, что в доме делается. Хотелось бы больше ясности, деньги-то наши. Мы не голосовали за ТСЖ, в принципе нас устраивала «Жилищная реформа». Видно, что работа ведётся. Подъезды отремонтированы. Пока не поняла, чем лучше ТСЖ. Зачем менять шило на мыло?

Ирина АЛЫШЕВА:
- Когда происходит становление чего-то, то всегда наблюдается неразбериха. Так и у нас сейчас в доме. Просто каждому нужно определиться в своей позиции. Я проголосовала за ТСЖ. Перед глазами пример дома дочери, в котором создано товарищество, - он прекрасно обслуживается. Есть убедительные примеры и других домов. Понимаю, что всё зависит от председателя. Повезёт – из дома можно сделать «игрушку». А ещё очень важно, что дома, отдавшие предпочтение ТСЖ, имеют реальный шанс попасть в федеральную программу по капитальному ремонту жилых домов. Форма непосредственного управления лишает дом такого права.

…На этот раз мы ходили по квартирам и общались с жильцами дома при участии представителей обеих сторон расколовшегося надвое домкома. Многие собственники ещё не определились в своей позиции, но стремятся к этому. Они делились своими соображениями, высказывали дельные предложения. Никто не хочет обострения отношений, все только за то, чтобы урегулировать конфликт. В конце концов кто-то из бывших «соратников» домкома предложил: «Давайте пойдём на мировую. Пора бросать топор войны». Обнадёживающий прогресс.

Но обернётся ли перемирие стабильным миром?

Мнение специалиста

Генеральный директор Дальневосточной управляющей компании Ольга ИВЧЕНКО:
- Приходится часто бывать на собраниях в домах, где слышишь много ругани, неприятных слов. Уходишь с тяжёлым сердцем.

А ведь у всех собственников жилья одна цель – добиться благоприятных условий проживания в доме. Так неужели это надо делать со слезами, нервами? Попробуйте отбросить обиды друг на друга. Сядьте за стол переговоров и вместе подумайте, как найти выход из создавшегося положения. В конце концов, обратитесь к психологам. В некоторых жилищных управляющих компаниях уже есть специалисты, которые могут помочь восстановить в доме мир, вернуть уважение друг к другу. Нельзя превращать дом в поле боевых действий. Ведь всем здесь и дальше жить.

Автор: Надежда БРАЖИНА