Почему Приморье – не Поволжье?
«Все эти выступления в поддержку правого руля так называемого, а потом выступления против повышения таможенных пошлин в итоге привели к тому, что стало ясно: пора обратить внимание на развитие какого-то серьёзного производства на территории». С этим откро
«Все эти выступления в поддержку правого руля так называемого, а потом выступления против повышения таможенных пошлин в итоге привели к тому, что стало ясно: пора обратить внимание на развитие какого-то серьёзного производства на территории».
С этим откровением депутат Госдумы Владимир ПЕХТИН выступил в минувшую пятницу в ходе «Круглого стола» «Перспективы автосборочного производства на территории Приморского края», организованного по инициативе «Единой России» и Ассоциации молодых предпринимателей и прошедшего в стенах ВГУЭС.
За «Круглым столом» прямоугольной формы собрались не только бизнесмены, но и столь видные представители приморского политического бомонда, как вышеупомянутый Пехтин и его коллега по Госдуме Василий УСОЛЬЦЕВ, председатель краевого Законодательного собрания Виктор ГОРЧАКОВ и глава бюджетного комитета ЗС Галуст АХОЯН, председатель Думы Владивостока Валерий РОЗОВ, ректор ВГУЭС и депутат ЗС Геннадий ЛАЗАРЕВ. Модераторами выступили организаторы – командир молодых предпринимателей Олег ХРАМОВ и и. о. секретаря регионального политсовета «партии власти» Михаил ВЕСЕЛОВ. Обилие представителей различных ветвей власти лишний раз напоминало о том, что автомобили и всё с ними связанное в Приморье – вопрос политический, а значит, в вопросе о целесообразности создания здесь автозавода просматриваются отнюдь не только сугубо экономические составляющие.
«Как мы раньше не додумались?»«Я, со своей стороны, уже обратился в Минэкономразвития, первый разговор состоялся, и ни изжоги, ни антагонизма ни у кого не вызвал, - поделился Пехтин. - Наоборот, все начали говорить: как мы раньше не додумались?». Владимир Алексеевич пообещал поднять вопрос на очередном правительственном часе в Госдуме.
Большинство участников «Круглого стола» сходились во мнении, что автозаводу в Приморье – быть! Оно и неудивительно. Тот же Пехтин сразу направил тон разговора в нужное русло, деликатно дав понять, что кто не с нами – тот против нас: «Я знаю, что есть мнения критические, которые - то ли конъюнктура влияет, то ли влияет заинтересованность финансовая…».
Тем не менее некоторую отрезвляющую плюралистичность придало разговору выступление Виктора Горчакова. Он сразу оговорился, что поддерживает идею создания автосборочного предприятия в Приморье, и рассказал, что прорабатывал этот вопрос, причём безуспешно, ещё в свою бытность вице-губернатором Приморья. «Мы посещали автозаводы в Японии, Южной Корее, Китае, вели переговоры с «Тойотой», первоначально планировалось размещать это предприятие в Приморском крае, рассматривались Арсеньев и Партизанск. Потом наступила пауза, и мы узнали, что заключено межправительственное соглашение о создании этого завода под Петербургом. Звучал аргумент, что здесь малая плотность населения, тогда как там весь европейский рынок рядом. На том этапе мы в эту политику не вписывались. По параметрам мы не выигрываем. Но если с учётом этого накала страстей нам всё-таки удастся убедить руководство страны, то я поддерживаю идею».
Хорошо забытое староеИдея создать в Приморье автопроизводство не нова. Ещё в 2003 году видный подниматель пошлин Илья КЛЕБАНОВ, тогда - министр промышленности, науки и технологий РФ, заявил, что «прорабатываются вопросы» размещения в Приморье сборочного производства автомобилей южнокорейской марки. В том же году вопросы создания на территории Приморского края завода по производству автомобилей и автобусов рассматривались руководством китайской провинции Хэйлунцзян и посетившей её приморской делегацией во главе с губернатором Сергеем ДАРЬКИНЫМ и тогдашним первым вице-губернатором Игорем ИВАНОВЫМ.
В 2005 году начать автосборку в Приморье предлагали гости из индийской Tata Motors Limited. В 2007-м власти Партизанска подписали с китайцами соглашение, декларировавшее намерения КНР создать в названном городе предприятие по сборке «легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов». В том же году сам президент Владимир ПУТИН заявил: «Практически все мировые производители приходят на российскую территорию… Я рассчитываю очень, что то же самое произойдёт и в Дальневосточном регионе». Несколько месяцев спустя власти Амурской области даже отрапортовали о подписании соглашения с «АвтоВАЗом» о сборке «Лад» в Приамурье, но на этом всё и закончилось.
Зато не далее чем в июле 2008 года Сергей Дарькин публично заявил на втором Тихоокеанском экономическом конгрессе во Владивостоке: «Завод «Прогресс» в Арсеньеве очень активно развивается… Сейчас прорабатывается вопрос с одной из крупнейших мировых автомобильных компаний - я открою небольшой секрет - о возможности организации на этом заводе автомобильной сборки».
Но максимум, что удавалось до сих пор, - это «гаражно-отвёрточная» сборка «конструкторов», осенью прошлого года фактически попавшая под запрет в связи с постановлением премьера Путина о повышении пошлин на ввоз автомобильных кузовов, и недавнее открытие предприятия «Сумотори» в Артёме, где начали в сравнительно небольших масштабах собирать из японских узлов грузовики и спецтехнику марки «Хино» с учётом российских стандартов (с левым рулём).
Появлению на Дальнем Востоке автозаводов мешает ряд объективных причин. Прежде всего – у нас слишком мало населения (это вам не Приволжский федеральный округ, где сконцентрированы основные российские автозаводы, не Москва и не Санкт-Петербург). Ещё меньше у нас платёжеспособного населения, которое сможет покупать новые машины в автосалонах, а не на «Зелёном Углу». И, естественно, не сделает автомобили более доступными для широких кругов населения, чем теперь.
Так что вопросов относительно автомобильного будущего региона остаётся больше, чем ответов.
Автор: Олеся ТЕТЕРИНА