Если пришла беда...

В феврале человечество отмечает особую дату – Международный день онкобольных детей. Во Владивостоке есть Детский краевой онкогематологический центр (ДКОГЦ), порог которого многие боятся переступить. Как бы ни убеждали медики, что процент излечившихся от с

3 февр. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2474 от 3 февр. 2009
e1796e79069024ec23abba42a3837e16.jpg


В феврале человечество отмечает особую дату – Международный день онкобольных детей. Во Владивостоке есть Детский краевой онкогематологический центр (ДКОГЦ), порог которого многие боятся переступить. Как бы ни убеждали медики, что процент излечившихся от страшной болезни с каждым годом увеличивается, что их бывшие пациенты стали уже родителями и счастливы, страх настолько велик, что буквально сковывает сознание. Правда же заключается в том, что онкология действительно лечится, но для этого необходимо много времени, сил и, что немаловажно, денег. К счастью, власти предержащие наконец это поняли, и в январе во втором чтении Госдума приняла законопроект, согласно которому «пособия для родителей, застрахованных в системе социального страхования, будут выплачиваться в течение всего периода амбулаторного лечения или совместного пребывания родителей с ребёнком в больнице. Речь идёт об онкологических заболеваниях, а также касается новообразований лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей».

Сейчас при тяжёлой болезни ребёнка, не достигшего семи лет, оплачивается только 90 календарных дней больничного, в возрасте от 7 до 15 лет при нахождении в стационаре – 45 дней в году. Реально ли за такое время справиться с серьёзным недугом? Как правильно отметила член комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна ЯКОВЛЕВА, «такой подход лишён гуманизма».

На совести работодателя

Ребёнок, которому только поставили тяжёлый диагноз, должен в течение полутора-двух лет проходить активное лечение, причём почти всё время – в стационаре, рядом с ним должен находиться близкий человек, лучше всего мама. Понятно, что работодателям это не нравится. Как говорит руководитель ДКОГЦ Людмила МИНКИНА, «родители при этом попадают в сложную ситуацию – их увольняют или создают такие условия, при которых они сами вынуждены уволиться, их материальное положение нередко становится просто катастрофическим».

Когда-то уйти с работы пришлось и Марине. Сейчас она улыбается и выглядит вполне счастливой, но этой симпатичной женщине довелось пережить немало. Её сын заболел, когда ему не было ещё и двух лет. Тогда вместе с малышом она поселилась в больнице. Уволилась «по собственному желанию» - понимала, что другого выхода нет, ведь больничный оплачивать ей не обязаны. Постаралась отбросить все негативные мысли по этому поводу. «Поддержка заболевшего ребёнка – великое дело, - рассказывает. – От состояния мамы, её душевного настроя, от уверенности в том, что малыш поправится, во многом зависит успешность лечения». Марина и после стационара ещё долго находилась дома рядом с сыном: «Ответственность при этом настолько велика, что доверить присмотр за ним кому-то другому я не имела права». И вот результат – мальчику уже 18, шесть лет назад мама вновь вышла на работу. Её история ещё раз подтверждает – болезнь излечима. Но трудностей на этом пути много.

Люба сейчас лежит в больнице вместе с ребёнком. Говорит, что очень благодарна своему начальнику, который пока не ставит вопрос об увольнении. Но как только Любе дают «передышку» - отпускают с ребёнком домой, она бежит на своё рабочее место, отрабатывать пропущенные дни. Это очень тяжело физически, однако она убеждена, что ей повезло – «с таким человеческим отношением на работе не все сталкиваются». Понимает ситуацию и босс Лены, которой дали сначала отпуск, потом ещё дни без содержания. В стационаре она уже восемь месяцев, боится, что из-за разразившегося финансового кризиса скоро останется без работы, а следовательно – без денег.

Люба и Лена разведены. Таких в ДКОГЦ немало. «Нередко женщины остаются наедине с проблемой, - комментирует Людмила Минкина, - потому что мужчины не выдерживают напряжения: заболевший ребёнок, дома нет хозяйки, которая варит, стирает, обихаживает. А уж если на попечении отца остались другие дети… Такая нагрузка кажется и вовсе непосильной».

~~Справка «В»
В России ежегодно заболевают раком около 8500 детей (в Приморском крае в минувшем году этот диагноз поставлен 54 детям). На финансирование нового порядка оплаты больничных листов родителям маленьких пациентов потребуется примерно 360 миллионов рублей.~~

Ноша станет легче

Новый закон снимет ограничения по выплате пособий по уходу за тяжело больными детьми. Это значит, что родители онкобольных ребятишек смогут быть на больничном неограниченное время, уволить их будет нельзя.


Вот как прокомментировала нововведение Людмила Минкина:

- Скорей бы это решение вступило в законную силу. Ведь врачам очень нужна помощь родителей, потому что наши дети требуют особого ухода. У них достаточно серьёзно выражены психологические, медицинские и социальные проблемы. Даже при перерыве в лечении, когда отпускаем маленьких пациентов домой, они не могут пойти в детсад или школу. Рядом должен быть близкий человек, лучше всего мама. Если у родителей появится такая материальная поддержка, как оплата больничного, у них исчезнет страх. Ведь многие ощущают буквально жизненный крах, когда ребёнок болен, работа потеряна, денег нет. С новым законопроектом выиграют все, прежде всего – дети.

Стресс родителей – это стресс больного ребёнка. А ведь ситуация не фатальная, процент выздоровевших детей в нашем центре приближается к 70. Важно, чтобы рядом с детьми были не только медики, но и самые близкие люди, которые тоже помогают выздоравливать. Да, эта болезнь существует, в Приморье заболеваемость достаточно высокая – 10-12 человек на 100 тысяч детского населения, но 70 процентов наших пациентов вырастают, рожают детей, становятся полноправными членами общества. Пусть об этом помнят руководители крупных компаний, которые выделяют на их лечение средства, ведь они не просто доброе дело делают, они вкладываются в будущее страны.

Новый законопроект – большое облегчение и для родителей, и для врачей. Теперь мамы будут работать с нами более спокойно, зная, что не потеряют рабочее место и будут получать материальную поддержку. Ну а уж принять такое решение на этапе финансового кризиса – это вдвойне серьёзно.

Автор: Галина Кушнарева Михайловна