Культурой нынче можно пренебречь

Мелочь, а неприятно… С нынешнего года в перечень обязательных ЕГЭ не входит литература. Едва ли не единственный предмет в школе, касающийся души напрямую и обеспечивающий, что называется, культурный уровень учащегося, задвинут так, что глубже некуда. О то

30 янв. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2473 от 30 янв. 2009

Мелочь, а неприятно… С нынешнего года в перечень обязательных ЕГЭ не входит литература. Едва ли не единственный предмет в школе, касающийся души напрямую и обеспечивающий, что называется, культурный уровень учащегося, задвинут так, что глубже некуда.

О том, как к этому явлению относятся люди, имеющие к литературе непосредственное отношение, решили узнать корреспонденты «В».

Александр Лобычев, литературный критик:

- Мне кажется, что это, увы, печальное, но в целом закономерное явление. Предпосылки к случившемуся можно было увидеть ещё в советские времена, когда литературу – предмет, который (если отбросить музыку и рисование) представлял ученикам культуру и искусство, преподавали, как арифметику или ботанику. Уже тогда методика загоняла духовное в угол… И средоточие культуры, которым, по сути, является литература, превращалось в набор фактов из жизни писателя и схематичный анализ текстов.

Но даже в таком виде литература тянула за собой общекультурный уровень учащихся, уровень грамотности (человек читающий всегда грамотнее человека нечитающего), а обязательный экзамен давал ей статус. И пусть не мытьём, так катаньем, но уважение к предмету существовало.

Сегодня же, когда гуманитарные науки и так теснятся в школе и сдают свои позиции, отмена обязательного экзамена по литературе как бы даёт и ученикам, и учителям отмашку: теперь можно пренебречь не только литературой, но и культурой вообще, можно относиться к культуре пренебрежительно, а уж о том, каким будет дальше и без того низкий культурный уровень школьников, можно говорить только с отчаянием…

Юлия Алюшева, преподаватель кафедры истории русской литературы ДВГУ:

- Откровенно говоря, у меня этот факт не вызвал особенно сильных эмоций. С одной стороны, тот школьник, который хочет выучить литературу, её выучит. Тем более что с литературой на ЕГЭ у ребят традиционно возникали сложности. Но ведь можно взглянуть на проблему с иной точки зрения. Из списка обязательных экзаменов убрали литературу, но оставили русский язык. Теперь вместо умения выстраивать собственный текст, выражать собственное мнение о том или ином произведении школьник должен обладать простой «машинальной» грамотностью. И учителя, конечно, сместят акценты в обучении. Года через четыре у детей, вероятно, атрофируется функция воспроизведения своего видения той или иной проблемы через написание текста – вот это плохо.

Автор: Отдел гуманитарных новостей «В»