Туризм на фоне кризиса

Туристический бизнес во время мирового финансового кризиса переживает не лучшие времена. Ведь самое первое, на чём могут сэкономить люди, это отказаться от запланированной поездки и отдыха. По неофициальным оценкам приморских специалистов, туристический п

29 янв. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2472 от 29 янв. 2009

Туристический бизнес во время мирового финансового кризиса переживает не лучшие времена. Ведь самое первое, на чём могут сэкономить люди, это отказаться от запланированной поездки и отдыха.

По неофициальным оценкам приморских специалистов, туристический поток из нашего края сократился примерно на 20-30 процентов во время новогодних каникул. Реагируя на это, местные туроператоры значительно сократили количество предлагаемых направлений для путешествующих. Заметным стало снижение заявок и на период январь-март, хотя приморцы в последние годы традиционно совершали именно в это время поездки «из зимы в лето». Правда, здесь эксперты дают разные оценки.

– Дорогие туры – в Таиланд, на Филиппины, Бали, в Санью – на Новый год были проданы, – рассказывает менеджер турфирмы «Дюна-С» Юлия СУН. – А те, которые уже считаются дешёвыми – в Далянь, Пекин, Харбин, распродать не удалось. Почти совсем отказались люди ехать в Суйфэньхэ. Как нам рассказали китайские коллеги, на Новый год в популярном в Суйфэньхэ ресторане «Максим» было всего девять человек, город в это время был нехарактерно пустой. Те, кто раньше предпочитал ездить в Суйфэньхэ, в этом году выбрали город Янцзы.

Налицо классический пример конкуренции: Янцзы развивает туристическую инфраструктуру – гостиницы, рестораны, магазины, места развлечений. Суйфэньхэ же в последнее время не отличается приемлемым сервисом: всё больше туристов жаловались на необходительное отношение китайцев, постоянные случаи воровства и даже драк. Так что «янцзыньские» китайцы с лёгкостью переманили к себе клиентов добрым отношением и демократичностью цен.

Что касается вышеозначенных дорогих туров, то сейчас туриндустрия стран Юго-Восточной Азии предпринимает ряд мер, чтобы не допустить значительного спада числа туристов. Например, делают хорошие скидки на проживание в отеле (к примеру, 5 дней плюс 6-й бесплатно). Аэропорты делают скидку для авиакомпаний при обслуживании на взлётно-посадочных полосах. Правда, пока, как утверждают туроператоры, на стоимости билетов компании «Владивосток Авиа» это почему-то не сказалось…

А вот для жителей центральной России все антикризисные меры уже давно ощутимы. То ли у москвичей и петербуржцев особые отношения с представителями той же тайской туриндустрии, то ли тайцы считают, что кризис накрыл только центральную часть нашей страны. Однако для москвича 10 дней в четырёхзвёздочной гостинице Королевства Таиланд в новогодние каникулы обходились примерно в 500 долларов, в то время как приморцам такая же возможность отдохнуть в королевстве, преодолев куда меньшее расстояние, предоставлялась примерно за 70 тысяч рублей. Естественно, что большая часть трат приходилась именно на цену авиабилета. Отдых на Бали обходился в сумму около 100 тысяч рублей, в Санье – почти в 50 тысяч. Кстати, в курортный южный Китай приморцы вынуждены добираться ради экономии «комбинированным» способом – автобусом, поездом и самолётом…

– Новогодние туры действительно продавались несколько хуже, чем в прошлом году, – говорит Сергей СПИРИН, генеральный директор туристической компании «Лаки турс». – Туроператорам Приморья пришлось сообща сократить количество чартеров, которые они обычно заказывали в новогодний период. Например, не состоялись чартерные рейсы на Пхукет и в Манилу. Это позволило туроператорам «заполнить» ограниченное количество чартерных рейсов и минимизировать издержки. Наблюдалось снижение поездок и в рейсовых направлениях, например в Таиланд, Сингапур. Но в целом можно сказать, что из «кризисных» новогодних каникул туроператоры вышли нормально. Кстати, сейчас в нашей компании наблюдается интересная тенденция. Видимо, те, кто всё-таки отказался от поездки на Новый год, сейчас бронируют путёвки на февраль-март. У богатых людей всё равно есть деньги на поездки. В нашей компании, конечно, не вал клиентов, очереди не стоят, но, по крайней мере, пока что не всё так пессимистично, как ожидалось…