Бензин дешеветь не хочет

Павел СУББОТИН, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России, побывавший на прошлой неделе во Владивостоке, увёз из краевой столицы дух волнений и ажиотажа по поводу повышения автомобильных пошлин.

20 янв. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2466 от 20 янв. 2009
7f4c45eae59590ed2b6e56ea2fbc639c.jpg


Павел СУББОТИН, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России, побывавший на прошлой неделе во Владивостоке, увёз из краевой столицы дух волнений и ажиотажа по поводу повышения автомобильных пошлин. И хотя ФАС не имеет отношения к принятому по этому поводу постановлению правительства, на всех встречах, которые провёл Субботин – в администрации края, краевой прокуратуре, Союзе промышленников и предпринимателей, – поднимался и горячо обсуждался этот вопрос.

Впрочем, этот дух общеизвестен и звучал «не по адресу» потому, что наверняка есть желание донести его до любого московского чиновника. А «по адресу» были вопросы, касающиеся цен на бензин. Да, на заправках Приморья ценник продолжает снижаться, но почему-то остаётся неизменно выше среднероссийского показателя в 20 рублей за литр.

– Цена на заправках – это не цена за нефть, – объяснял отсутствие зависимости цены на чёрное золото от цены на топливо Субботин. – В стоимости бензина до 60 процентов приходится на налог на добычу полезных ископаемых, акцизы и другие. К тому же в России сложилась ситуация, когда цепочку от скважины до заправочного пистолета зачастую контролирует с помощью зависимых предприятий или филиалов один субъект. В связи с этим понять структуру доходов и расходов в цепочке, а следовательно, где можно было бы сэкономить, для антимонопольной службы очень сложно.

Высокую по сравнению со среднероссийской приморскую стоимость топлива антимонопольщики объясняют расстоянием – велики транспортные издержки.

– Сговора между продавцами нефтепродуктов нет, цены на заправках разные, – включился в разговор руководитель Приморского управления Федеральной антимонопольной службы Владимир ТАЛАНЦЕВ. – Кстати, как и обещали, мы провели исследования торговой надбавки ОАО «Приморнефтепродукт». Так вот с октября прошлого года торгово-управленческие затраты были неизменными и составляли 3092 рубля на одну тонну продукции. Рентабельность предприятия в среднем по разным видам топлива составляет 5 процентов. Так что вопрос цены ГСМ прежде всего сводится к закупочной цене.

Что же касается общей картины соблюдения антимонопольного законодательства в Приморье, где Субботин побывал впервые, будучи полтора года на службе замруководителя ФАС и курирующим региональные управления, то здесь он не отметил отклонений от общероссийских тенденций. В общем массиве дел в Приморском УФАС превалируют разбирательства с органами власти всех уровней. Хотя нисходящий тренд всё же наметился – в Приморье в 2008 году дел было меньше, чем в 2007-м. Как правило, органы власти не соблюдают законодательства при проведении закупок и тендеров.

– Такое постоянство в количестве дел в отношении органов власти удивляет, – прокомментировал Субботин. – Но перелом вот-вот настанет. В 2007 году существенно поменялось законодательство в отношении проведения закупок, что должно изменить ситуацию.

На вопрос «В», какие рынки и, может быть, хозяйствующие субъекты вызывают наибольший интерес у антимонопольного чиновника, Павел Субботин ответил, что не ознакомился так плотно с реалиями приморской экономики, но…

– Серьёзным вопросом является работа портов, – отметил он. – Уровень платежей там достаточно высок, и поэтому необходимо следить за их деятельностью.