«Простите, дети, что я родила вас…»
Ветер, ветер на всём белом свете. Ветер, который валит деревья, ветер, который, проникая в наши сердца, делает их чёрствыми, рушит дома, разваливает семьи. Именно ветер становится художественным образом спектакля Приморского театра молодёжи «Последние» по
Ветер, ветер на всём белом свете. Ветер, который валит деревья, ветер, который, проникая в наши сердца, делает их чёрствыми, рушит дома, разваливает семьи. Именно ветер становится художественным образом спектакля Приморского театра молодёжи «Последние» по пьесе Максима ГОРЬКОГО. И на спектакле мы лишний раз утверждаемся в нехитрой в общем-то мысли о том, что самое главное, ради чего стоит жить, работать, созидать, – это семейные ценности.
Пьеса была написана великим пролетарским писателем Максимом Горьким почти сто лет назад. Её баловал своим вниманием отечественный театр (уж больно хорош язык, уж больно хороши роли). И всегда делался акцент на остро социальные мотивы (что естественно для драматургии Горького): дворянин, утративший главные качества своего класса – честь и достоинство и ставший жандармом, революционные силы, противостоящие этим «последним» жалким вырожденцам дворянского класса, и т.д.
И вдруг «Последние» нашего театра. Честно говоря, не приходят мысли о несостоятельности дворянства, о том, что доживает оно своё время, о том, что прав революционер – сын Соколовой, неведомо стрелявший или не стрелявший в жандарма Коломийцева. Нет, думаешь вообще о семье и только, о том, что проблемы отцов и детей вечны, об ответственности родителей за своих отпрысков, хоть и стали они совсем взрослыми, о том, как это непросто – сохранить мир, лад в семье, любовь своих детей, а ещё труднее – их уважение…
Именно об этом спектакль Сергея ГРЯЗНОВА, чёткий по мысли, с отлично выверенными ритмами и, главное, с образным решением. Белый чистый тюль, поднимаясь и опускаясь, создаёт удивительную атмосферу. Вдруг в самом начале, когда зрители только знакомятся с большой семьёй жандарма Ивана Коломийцева, тюль поднимется и откроет мрачное пространство, где как бы на краю огромной могилы стоят все пятеро детей Коломийцева. Такую сценографию предложил художник Владимир ШМАТОК. И эта могила, и эта тревожная музыка, и ветер-ветер, который беспокойно колышет белые полотнища ткани, создают нервное напряжение, вызывая многочисленные ассоциации с всегдашними семейными разборками, домашним неуютом, с равнодушием самых близких людей.
И когда в финале спектакля умрёт его главный герой Яков (главным он стал по воле режиссёра) – брат Ивана Коломийцева, святой человек, чьими деньгами, как черви яблочком, питалось всё многочисленное семейство Ивана, всё это семейство станет на краю могилы и бросит в неё цветы, и, может быть, тогда поймут отец, мать, дети, кого они потеряли, как дальше им невыносимо трудно будет существовать на этой грешной земле, как бесконечно далеки они друг от друга…
Но, согласитесь, подобные мысли приходят любому из нас в горькие минуты прощания с родным человеком. Впрочем, как близки и страдания матери Софьи, которая не понимает своих взрослых детей, далека от них, не может объяснить им про них самих, про их смятения, про добро и зло, не может помочь им жить. «Простите меня, дети, что я родила вас…» - не дай Бог, чтобы подобные слова довелось сказать или услышать кому-то из нас в реальной жизни.
В трудной горьковской пьесе играют в основном молодые актёры. И естественно, они ещё не овладели сложнейшим арсеналом психологических средств, которые так необходимы для горьковской драмы. Не всегда хватает глубины, пронзительности. Увы, это относится к Якову Вадима ЗАОРАЕВА, он существует на сцене формально. Огромная нагрузка ложится на молодую ещё Татьяну ДОНСКУЮ, которая играет мать семейства Софью. Можно с должным уважением относиться к огромному старанию актрисы, к её полной погруженности в материал, даже во влюблённость в свою героиню. Пока не хватает её Софье врождённого аристократизма, простительного неумения противостоять хамству, она порой чересчур резка, появляются в этой милой не приспособленной к жизни суперпорядочной женщине (для меня она в чём-то сродни чеховской Раневской) комиссарские железные интонации.
Убедительны дочери: Елена ВАРИВОДА – Любовь, хотя ждёшь от актрисы большего куража; Мария СТРАТУЛАТ, в общем, точно, но ученически робко играет распущенную и развратную Надежду. Способная Анна ШЕВЕЛЁВА работает в заданном рисунке роли младшей дочери Верочки, актриса верит тому, что семья считает Верочку глупым ребёнком. Вот этого глупого ребёнка многовато, думается, дело у Горького не в детской дурости, а в абсолютной, никому не понятной чистоте этой девочки, её романтическом стремлении к чему-то прекрасному. Тем страшнее окажется тогда трагедия обманутой чистоты и доверчивости в финале.
Хорош Иван Коломийцев у Александра СТРЕЛКОВА – сытый, красивый, не сомневающийся в своей мужской неотразимой силе, энергичный, деятельный, толстокожий, далёкий от порядочности, от сантиментов.
Мне показался наиболее убедительным Вадим ДУБОДЕЛ, который играет мужа Надежды. Его доктор Лещ сыгран безукоризненно. Отточенная форма, верное понимание происходящего, верные оценки, спокойные интонации, абсолютная уверенность в своей правоте, полное отсутствие сомнений в своей низости.
Вот такого уровня актёрские работы подняли бы спектакль на большую высоту. Но и при простительной недостаточной опытности молодых исполнителей спектакль западает в душу, волнует и заставляет думать, думать…
Автор: Искренне ваша Галина ОСТРОВСКАЯ