У медицины Владивостока всё меньше больных вопросов
Кажется, ещё совсем недавно редакционные телефоны раскалялись от гневных звонков наших читателей – количество претензий к местному здравоохранению буквально зашкаливало. И вдруг накал страстей стал стихать. Неужели и впрямь ситуация меняется? С этим вопро
Кажется, ещё совсем недавно редакционные телефоны раскалялись от гневных звонков наших читателей – количество претензий к местному здравоохранению буквально зашкаливало. И вдруг накал страстей стал стихать. Неужели и впрямь ситуация меняется? С этим вопросом я пришла к заместителю главы администрации Владивостока Елене ЩЁГОЛЕВОЙ. «По крайней мере, мы делаем для этого всё возможное», - ответила она. Ну что ж, тогда по порядку.
- Елена Борисовна, с чего начали?
- Как водится, от стратегических вопросов перешли к тактике. Начали ремонтировать медицинские учреждения города. В некоторых ремонта не было десятилетиями. За последние полгода мы провели несколько аукционов, конкурсов, в результате смогли 83 миллиона бюджетных средств использовать именно на ремонт муниципальных учреждений здравоохранения.
На сегодня на ряде объектов ремонт завершён, другие находятся на финишной прямой. Работы велись разные, где-то необходимо было сделать кровлю, в другом месте привести в порядок лестницы или холл. Завершены работы в ЛОР-отделении детской городской больницы и в инфекционной, в поликлинике № 3… В 31 лечебно-профилактическом учреждении ремонт закончен или заканчивается, а всего их у нас 37.
- Остальные шесть могут тоже надеяться?
- Как минимум, на следующий год работы запланированы в 14 учреждениях здравоохранения. Упор сделаем на те, которые будут проходить лицензирование, чтобы они могли осуществлять медицинскую деятельность и дальше. Есть надежда, что после утверждения бюджета ремонт можно будет сделать даже в большем количестве учреждений.
Мы рады, что удалось решить вопрос с городским клинико-диагностическим центром на Светланской, 131. К нам обращались многие горожане с просьбой сохранить его, но здание было построено ещё в начале прошлого века, его состояние не выдерживает никакой критики. С выделением помещения на Спортивной, 10 этот вопрос практически решился. Там сейчас ведётся капитальный ремонт, на который выделено 10 миллионов рублей, в ближайшее время начнутся отделочные работы. Мне кажется, это будет одно из лучших учреждений здравоохранения во Владивостоке.
Отрадно и то, что мы сумели помочь жителям острова Попова, которые просили в их больнице поменять хотя бы три окна, ведь старые рамы беспрепятственно пропускали ветер с моря. Выезжали туда с Игорем Сергеевичем Пушкарёвым, глава взял вопрос на контроль, сейчас все 48 окон заменены.
Серьёзной проблемой остаётся пока размещение детских поликлиник в цокольных этажах. Проанализировав ситуацию, поняли, что в самом тяжёлом положении находится детская поликлиника № 8 на Русской. Сейчас прорабатываются разные варианты, даже готов эскизный проект нового здания, которое можно построить на улице Чапаева. Строительство детской поликлиники мы включили в предложения, которые подготовили к празднованию 150-летия Владивостока. Важно, что глава города обратил на этот пункт особое внимание.
Правда, до сих пор острым остаётся вопрос о создании условий для совместного пребывания в стационаре матерей с новорождёнными детьми. Но и над этим мы работаем, в планах – строительство корпуса в детской городской больнице. Свои предложения мы подали, их уже одобрил губернатор.
- Ну, слава богу, условия для работы медиков и приёма больных меняются к лучшему, а что с современным оборудованием?
- Это чрезвычайно финансовоёмкий раздел в здравоохранении. Потребность в оборудовании очень большая. Мы используем все возможные источники для его приобретения, бюджетные и внебюджетные средства. Впервые подготовили пять целевых программ, в реализации их надеемся на софинансирование края. На эти программы будет потрачено 1 миллиард 39 миллионов рублей, в том числе более 600 миллионов как раз на приобретение оборудования.
- Если можно, немного подробнее.
- Это такие программы, как «Развитие скорой медицинской помощи», «Здоровый ребенок», «Оснащение медицинским оборудованием». Кстати, здесь мы предусмотрели два больших раздела, требующих пристального внимания, - это реанимация и рентгеноборудование. В известной многим «тысячекоечной» больнице, к примеру, оно не обновлялось ни разу, а учреждению уже 30 лет.
Кроме всего прочего, во Владивостоке долгие годы не приобретался санитарный автотранспорт для поликлиник - только реанимобили для «Скорой помощи». Участковые терапевты и педиатры вынуждены пешком добираться до больных, пациентам приходится долго ждать. Мы подсчитали, что необходимо закупить 47 единиц медицинского автотранспорта. Оценили свои возможности, провели конкурс. 15 машин уже закуплено, восемь из них поступили, остальные ждём в ближайшее время. Это очень важное дело, мы будем его продолжать обязательно.
- А сейчас кому повезло?
- Пока оснащаем детские поликлиники.
- Детям, похоже, уделяется особое внимание. Что имеется в виду под программой «Здоровый ребёнок»?
- Дело в том, что с 2010 года вводится регистрация детей, имеющих при рождении вес 500 г. Поэтому в первую очередь мы запланировали покупку современного оборудования для отделений реанимации родильных домов, для детской городской клинической больницы. Таких детей выхаживать очень нелегко, представьте ребёночка весом в полкилограмма. Но задача поставлена, значит, мы обязаны сделать всё возможное, чтобы её решить. Специалисты для этого у нас есть, они готовы обучаться дополнительно, но оборудования пока не хватает. Это будут кювезы, аппаратура для операционных. Конечно, приобретём всё необходимое и для детских поликлиник, но это уже меньшие затраты.
- Вы обмолвились, что специалисты у нас есть. Действительно ли проблем с кадрами не существует? И как вы взаимодействуете с ВГМУ? Насколько я знаю, молодые врачи сейчас не слишком рвутся в муниципальные поликлиники и больницы.
- Вопрос очень серьёзный, который требует и внимания, и каких-то вариантов решения. В нашей стране средний возраст врача сегодня 52 года, Владивосток не исключение. Чтобы молодой специалист стал профессионалом с большой буквы, нужно порядка десяти лет. Если сегодня не готовить молодёжь, возникнет большой пробел. Сейчас терапевтическая и педиатрическая службы укомплектованы врачами практически на сто процентов. Это связано с тем, что работает национальный проект «Здоровье». Но есть так называемые узкие специалисты, которых, к сожалению, не хватает.
Я регулярно бываю на распределении в ВГМУ. У нас очень хорошие контакты, ведь клиническая база университета в основном расположена в наших муниципальных учреждениях. К сожалению, молодые специалисты не хотят идти в хирургию, реаниматологию, акушерство и гинекологию… Говорят, что это не хлебные специальности, стараются попасть в косметологию, уходят в частные клиники. Так что проблема молодых специалистов по ряду специальностей остаётся действительно острой.
- Это касается врачей, но ведь ещё сложнее ситуация с младшим медицинским персоналом.
- Да, особенно в стационарах. Укомплектованность ими от 33 до 40 процентов. Конечно, связано это прежде всего с тем, что работа тяжёлая, а оплата достаточно низкая. Приходится привлекать тех, кто живёт за пределами Владивостока, в пригороде, например, в Надеждинском районе. Работа в лечебных учреждениях сменная, люди решаются. Мы не раз обсуждали этот вопрос с Игорем Сергеевичем. Пришли к выводу, что, построив жильё, хотя бы общежития, и предоставляя его на определённых условиях работникам бюджетной сферы, мы сможем решить вопрос с укомплектованием кадрами. Над этой проблемой серьёзно думаем.
- Наверное, легче было бы, если б студентов-медиков по-прежнему допускали к работе в качестве среднего медицинского персонала. Многие врачи говорят, что это полезная школа.
- Сегодня мы работаем в очень жёстких рамках, все учреждения должны иметь лицензию на оказание медицинской помощи, а специалисты – сертификаты, будь то врач или персонал среднего звена. Сегодня у студентов сертификатов нет. Возможно, они будут их получать, но для этого им придётся сдавать дополнительные экзамены. Думаю, они на это пойдут, ведь работа в медицинском учреждении – это приобретение опыта. Не может быть хорошим врач, который не в состоянии выполнять все манипуляции по уходу за больным. Ну и заработок помимо стипендии лишним не будет. Тут много аспектов. Я – за то, чтобы студенты-медики работали в лечебных учреждениях.
- Прекрасно понимаю, что обеспечение льготников лекарствами лежит на плечах департамента здравоохранения. Но, наверное, и к вам жалобы поступают?
- Мы эти проблемы знаем, у нас есть огромное желание их решить, ведь это наши больные, мы не можем находиться в стороне. Проанализировали ситуацию, работу наших врачебных комиссий, стали работать в более тесном контакте с Приморской краевой аптекой, посмотрели, на каком этапе у нас происходят сбои. В результате за последние три месяца серьёзных жалоб не было. Пока остаются отсроченные рецепты, но это чаще всего происходит по технической причине – допустим, доктор выписал лекарство в одной дозе, а закупка прошла в другой, или расфасовка иная. Такой рецепт считается отсроченным, так как аптека не может отпустить лекарство. Но больной не остаётся без необходимого препарата, ему просто выписывается другой рецепт. В этом плане мы тоже ведём работу. Наши врачи готовят заявки, мы ориентируем их на то, чтобы эта работа велась очень кропотливо. Теперь специалисты чётко знают, кто состоит на учете, в реестре на получение льготных препаратов. Заявки в департамент здравоохранения подаются обоснованные, на первое полугодие 2009-го они своевременно составлены.
- Елена Борисовна, скажите, пожалуйста, о высокотехнологичной помощи. Какова с ней ситуация во Владивостоке?
- Этими вопросами занимается департамент здравоохранения, нуждающиеся могут получить квоту на лечение в центральных клиниках страны. Но и наши муниципальные учреждения здравоохранения начали получать лицензии на высокие технологии. Например, в «тысячекоечной» есть отделение искусственной почки, они уже получили лицензию на оказание такой помощи. Мы подготовили документы и направили их в Москву на получение лицензии для детской городской клинической больницы Владивостока, это хирургия и урология. С лицензией мы сможем принимать деток всего ДВФО и оказывать им высокотехнологичную помощь. Специалисты у нас хорошие, не хуже зарубежных. А когда мы ещё и современным оборудованием оснастим клиники, то доверие пациентов к нашей медицине и само качество медицинского обслуживания в городе, безусловно, возрастёт.
Автор: Галина Кушнарева Михайловна