Алексей Сухов: Оптимизм прибавляется от результатов сделанного

Алексей СУХОВ – первый заместитель главы города Игоря Пушкарёва. Из всех предыдущих мест работы наиболее известна его деятельность на посту председателя Счётной палаты Законодательного собрания Приморского края. В качестве вице-мэра Алексей Николаевич кур

19 дек. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2458 от 19 дек. 2008
c14ca9c991e81785facd6d6fd531a4c5.jpg


Алексей СУХОВ – первый заместитель главы города Игоря Пушкарёва. Из всех предыдущих мест работы наиболее известна его деятельность на посту председателя Счётной палаты Законодательного собрания Приморского края. В качестве вице-мэра Алексей Николаевич курирует работу УМИГА, занимается всеми вопросами, связанными с подготовкой документации и строительством объектов саммита-2012. Прошедшие полгода на его плечи выпала основная нагрузка по наведению порядка в главных городских активах – земле и недвижимости.

- Алексей Николаевич, приход команды в город простым назвать сложно. В чём были главные проблемы?

- С первого дня требования ко всем глава города Игорь Пушкарёв предъявил высочайшие, их планка была поднята неимоверно. Не только его удивляло то, что самые простые решения тонут в рутине необязательности. Почему, образно выражаясь, там, где машина должна ехать с хорошей скоростью, мы только снимаем её со стояночного тормоза. Персонал на самом деле никак не менялся. Время безвластия пагубно повлияло на людей. Не было реального контроля. Внутренней мотивации тоже. Плюс частный коммерческий интерес тех, кому выгодна такая «коррозия» сознания. Когда в двадцатых числах мая ситуация изменилась, людям сказали, что нужно работать быстро, качественно и за зарплату. Многие так и не поняли этого до сих пор. Странную картину увидел уже в первый же день, когда меня наделили полномочиями. В подразделениях скопилась куча телеграмм по самым разным поводам, с самыми разными требованиями. Они долгое время оставались без ответа – люди не работали.

Моей первой задачей было обеспечить нормальную работу по всем планируемым объектам форума АТЭС. Сегодня к Владивостоку нет ни одной претензии по документальному обеспечению всех строек, в том числе начатых и планируемых в рамках программы 2012 года. Ситуацию мы кардинально изменили. Мы конструктивно взаимодействуем со всеми дирекциями, занятыми на стройке, получая высокие оценки в наш адрес от Игоря Шувалова, Виктора Басаргина, Николая Ашлапова.

- Кстати, о генплане. Почему так часто увязывали его в один узел с объектами форума АТЭС? Разве до этого Владивосток не строил ничего в то время, пока не было генплана?

- История вопроса хорошо известна. До нас над этим документом пытались работать более восьми лет. Никто не верил не то чтобы в генплан, в саммит вообще. Это сомнение было до последних минут. И когда Игорь Пушкарёв поставил задачу принять документ до 15 сентября, у людей произошёл поворот, перелом сознания. Очевидно стало, что надо работать, что за конечный результат спросят. Начиная с конца июня и до августа мы взаимодействовали с администрацией Приморского края в режиме согласительных комиссий. Тяжелейший процесс. К тому варианту генплана, который обсуждался, было высказано более ста серьёзных замечаний. И их нужно было отработать немедленно. Глава города настаивал – в Москву необходимо отправить документы качества, необходимого для их немедленного подписания и утверждения без дополнительных доработок и проволочек.

Но и там на все согласительные процедуры ушло более месяца. Не только в Приморье, но и в столице сомневались в возможности принятия генплана на такой скорости. И когда 13 сентября мы представили на подпись проект со всеми необходимыми согласованиями, в приёмной замминистра Минрегионразвития констатировали, что такого ранее не случалось. 15 сентября документ был во Владивостоке. Эта первая победа была очень важной не только для города, но и для нашей команды. Важно было показать, что слова не расходятся с делами.

- Документ принят. Что дальше? Как отдельно взятый горожанин ощутит на себе то, что в нём заложено?

- Не надо думать, что 15 сентября работа остановилась. Напротив. В середине декабря мы должны принять план реализации главного для Владивостока градостроительного документа и далее - в конце февраля следующего года – проект землепользования и застройки.

Это документ второго после генплана уровня, в прямом и переносном смысле «ближе к земле». Простой пример – квадрат напротив стадиона «Динамо». Владивостокцы помнят его как сквер со слониками. Во время подготовки муниципального правового акта МПА мы должны определить статус каждого кусочка земли. В том числе и этого. Можно отдать под административную застройку. А можно сохранить как земли рекреации – оставить и благоустроить сквер. И тогда уже никто и никогда не посягнёт даже планировать свечку в пятнадцать–двадцать этажей. То же самое на участке в районе Спортивной набережной - от стадиона «Динамо» до кинотеатра «Океан». Прежние администрации с подачи предприимчивых коммерсантов решили ликвидировать зелёные насаждения, клумбы, пешеходные дорожки для прогулок горожан и возвести на этом месте каскадом комплекс административных зданий. К слову сказать, мы остановили этот абсурд. Надеюсь, окончательно и бесповоротно. За каждым таким городским квадратиком – многочисленные частные интересы. Тем не менее именно на этой стадии важно учесть сегодняшние и будущие запросы горожан, которые в первую очередь касаются уровня комфорта городской среды. Ещё раз повторюсь, что мы взяли на себя обязательства в феврале завершить подготовку проекта этого МПА.

- Наряду с недвижимостью земля – главный городской актив. Правда, не первый уже раз звучат слова о том, что своей земли у города нет.

- Глава администрации не раз озвучивал цифру, что сейчас в распоряжении города осталось 0,5 процента от всей городской территории. Самая большая её часть принадлежит министерству обороны. Земли, которые были не разграничены до 1 февраля прошлого года, перешли в управление субъекта федерации – Приморского края. Остальное – частная собственность. Ведь все же понимают, что трудно быть хозяином там, где собственники территории – другие, чаще всего частные лица. Мировая практика: там, где город живёт только на налоги, он выживает. Где эффективно управляет принадлежащей ему собственностью – активно развивается. Один из способов увеличения неналоговых доходов городского бюджета – пускать земли в оборот. Предшественники приходили для того, чтобы избавить казну города от самой привлекательной муниципальной собственности. Земли не попадали в оборот, город не получал средств от их продажи и арендных платежей. Мы намерены сломать порочную практику. Можно распоряжаться общей собственностью по-иному. Как? Все отчуждения мы будем совершать только через конкурсы и аукционы. Бесплатной раздачи сомнительным частникам принадлежащего всем горожанам имущества больше быть не должно. Если уж пускаем в оборот земельный участок – через конкурс и аукцион. Пусть победит тот, кто заплатит больше в городской бюджет.

- Уже есть конкретные примеры?

- На Градостроительном совете мы рассматривали интересный проект инвестора по Ланинскому переулку. Это во дворе отделения Сбербанка на Алеутской, там, где исторический памятник – водонапорная башня. Собственник земельного участка решил, что на этом месте можно построить высотную гостиницу. Вопрос закрылся в течение нескольких минут, когда специалисты спросили о том, какой вид застройки здесь разрешён, что будет с этим памятником архитектуры. Единственный вид работ, которые можно там проводить, – сохранение и реставрация этого исторического объекта. При этом собственнику сказали о том, что он может проводить реконструкцию, не нарушающую сложившегося исторического ландшафта. Гостиницы, которая закроет исторический памятник, а также нормальное движение в этом районе, не будет.

- Вы достаточно подробно говорите о Градостроительном совете. Но ведь о нём до прихода команды Пушкарёва не было слышно многие годы.

- Это так. Его роль – в проведении профессиональной, общественной экспертизы. В идеале совет должен будет проявить интерес к каждому объекту и каждому земельному участку. Это приведёт к самому главному преимуществу - публичному принятию важных решений. Задача такая, чтобы согласованные сегодня проекты не вызывали раздражения в будущем. Мы заботимся об ансамбле города. Естественные особенности морского побережья должны быть подчёркнуты и сохранены.

На последнем заседании Градостроительный совет, например, рассмотрел проект реконструкции привокзальной площади и прилегающей территории. На Посьетской появится многоэтажное здание, которое станет доминантой этого района. Благодаря архитектурным решениям оно, высотой более чем в двадцать этажей, не будет давить на другие объекты, впишется в окружение исторических памятников, которые находятся в непосредственной близости. Это и памятник Владимиру Ленину. И домик инженера Шошина, который, кстати, также реконструируется в эти дни. Помимо оборудования значительного числа парковочных мест мы подчеркнули, что этот район должен получить новый, благоустроенный вид. Эта часть должна стать зоной отдыха горожан и приезжих.

История с объектом на Овчинникова, 17 - яркий пример того, к чему могут приводить отсутствие генплана и корыстное распределение земельных участков, когда не только горожане, живущие в этом районе, но и в целом Владивосток вместо улучшения городской среды получает место перманентного стресса. Бывшее захоронение чиновниками прежних администраций было отведено под жилую застройку. Конфликт инвесторов, дольщиков и местных жителей длился несколько лет. На днях разрешение на строительство этой компании аннулировано. Мы приняли решение благо-устроить ранее отведённое под жилой дом место. Это значит, что строек здесь больше не будет, фундамент разберут. Жители могут быть спокойными. На этом месте мы сделаем мемориальную зону. И названный участок – не единственный пример.

- Но ведь город ценен не только архитектурными решениями. Очевидно, что ландшафт, исторические застройки Владивостокской крепости, видовые площадки на возвышенностях – всё это ценности не меньшие.

- Мы будем использовать каждый участок для того, чтобы подчеркнуть красоту и неповторимость Владивостока. Глава города на завершающем в этом году Градостроительном совете обратился к его членам с предложением сформировать портфель объектов, строительство которых подчеркнёт уникальный облик города. Уже в следующем году мы получим средства на благоустройство именно таких территорий. В первую очередь обратим внимание на те участки, которые нужно отреставрировать, организовать подсветку самых оригинальных объектов. Таких, например, как Покровский храм, другие объекты центра города. Мы ждём предложений для организации и благоустройства видовых площадок.

- Ваше имя связывают с решительной позицией администрации прекратить несправедливую раздачу городских земель. Что удалось за минувшие месяцы?

- Мы отменили те постановления, которые в апреле этого года в виде массовой акции раздавались определённым людям. Это около 200 участков. Большинство решений устояло в судах. По некоторым дела ещё не завершены. Но пока ни один из оспоренных участков не был уведён из города. Всего мы попытались отстоять территорию в 100 гектаров. Это, конечно, немного по отношению ко всей площади города, но задача поставлена главой администрации не только сохранить для города эти территории, но и пустить их в оборот. Сделать это публично, на условиях конкурса, а не келейно. Предоставить их тем, кто преследует понятные цели - развитие города.

- Этот процесс проходит безболезненно или вы всё-таки сталкиваетесь с противодействием?

- Конечно, сложности и противостояние есть. Мы ведь выступаем против мошеннической, по сути, схемы, когда переданная безвозмездно земля в центральной части Владивостока под размещение мобильных туалетов в скором времени перепрофилируется под строительство каскада многоэтажных офисных зданий. Мы никогда не будем потакать такому откровенному обману городских властей и жителей. Многочисленные судебные иски, которые мы выигрываем, тому свидетельство.

В конечном счёте наша идея состоит в том, чтобы сохранять исторический центр, но при этом избавляться от рухляди, которая не красит, а портит облик Владивостока. Градостроительный совет практически единогласно принял проект реконструкции Семёновской, 24. Старое двухэтажное деревянное здание будет снесено, а на этом месте появится современный, компактный, идеально вписывающийся в эту часть города объект. Так выглядит цивилизованное решение. Самое главное – чтобы все здравые предложения Градостроительного совета устояли. Наибольшее удовлетворение все мы испытаем тогда, когда перережем ленточку на сдаче первого объекта, который мы утвердили.

- А какова ситуация с городским имуществом? Отличается ли она от того, что происходит с землёй?

- Что касается имущества, то мы начали с составления реестра недвижимости и провели проверку. Выводы оказались неутешительными. Часть помещений сдаётся без договоров. Часть освобождена от арендаторов, а мы об этом не знаем. Помещений осталось немало, но, конечно, они малопригодны для дальнейшего коммерческого использования. Большинство из того, что осталось, – площадью от 10 до 100 квадратных метров. Были периоды в работе прежних администраций, когда реализация недвижимого имущества была бесконтрольной. Мы сейчас пожинаем плоды этого. Помещения передавались на длительные сроки – до 50 лет и по очень низким ценам. Как пример уже ранее озвученная история с арендой кинотеатров, где арендные платежи не превышали 100 долларов. Созданные МУПы по управлению таким имуществом были убыточными, а арендаторы «снимали сливки». Мы пытаемся навести порядок, боремся в правовом поле. Убеждаем структуры, которые сегодня разместились в муниципальных кинотеатрах, внести изменения в очень невыгодные для Владивостока договоры аренды имущества.

- Серьёзные нарекания были у горожан к организации работы УМИГА. Постоянные реорганизации, хроническое затягивание ответов на обращения, волокита, грубость – всё это явления, с которыми часто сталкивались многие...

- Картину, которую вы нарисовали, можно было увидеть в прежние времена. Сейчас ситуация меняется. Давайте на цифрах. За неделю к нам приходит порядка 500 документов. Уходит 600. То есть мы не только отвечаем на поступившие обращения, но и пытаемся закрыть дела, которые пролежали у чиновников предыдущей администрации не один месяц. Когда мы принимали дела, то обращений без ответа было 2500 с просроченными на тот момент сроками. Сейчас эта цифра сократилась на 500. Понятно, что быстро закрыть все оставшиеся у нас не получается. Но тенденция очевидна.

В то же время мы подготовили более 40 обращений по фактам нарушений и возможных злоупотреблений чиновниками предыдущих администраций. Всё это мы делали по результатам собственных проверок и ревизий. Наведение порядка силами только одной команды городской администрации невозможно. Поэтому мы по-прежнему рассчитываем на помощь и участие всей правоохранительной системы и открыты для сотрудничества.

- Это по старым решениям. А что по тем, которые подготовлены уже вашей командой?

- Для того чтобы кардинальным образом изменить практику работы, мы изменили порядок прохождения и выдачи документов. К главе на подпись они попадают после заключения и юристов, и архитекторов. Теперь застройщик получает их только после всесторонней экспертизы, а не авансом. Если до мая было выдано несколько сотен разрешений, то за время работы нашей команды – не более 30, включая индивидуальное строительство. Теперь любой застройщик знает правила игры. Он может быть уверен, что собранные по закону документы гарантируют ему решение самых сложных запросов.

- Ну а как же при этом учитываются городские интересы, ведь социальные программы реализовывать всё равно необходимо?

- Очевидно, что в реализации социальных проектов городу нужны новые, нестандартные решения.

Например, в рамках подготовки к форуму АТЭС возводится жилой микрорайон в районе Снеговой пади. Территория там порядка 500 гектаров. Это будут квартиры для офицеров Минобороны, которых увольняют с военной службы. Понятно, что военные – основные застройщики, имеют деньги только на возведение жилья. Но это ведь наши горожане, которым нужны и магазины, и детские сады, и школы. Дороги, наконец. Глава администрации высказал простую по сути идею. Передать городу часть территории, которая будет реализована на аукционе. Вырученные деньги и пойдут на реализацию планов строительства социально значимых объектов. Мы обратились в правительство с проектом комплексных застроек участков не только Снеговой пади, но и Зелёного Угла, и бухты Патрокл. Последний – наиболее интересный для города проект. Порядка 40 гектаров сформировано под жилую застройку, столько же – под административную. Более 20 отдано под рекреацию – зоны отдыха и пляжи. Если вспомнить, что в непосредственной близости от Патрокла пройдёт трасса аэропорт - остров Русский, то привлекательность этого района становится абсолютной. Если Минрегион пойдёт нам навстречу, это может кардинально изменить облик территорий, которые пока считаются отсталой городской окраиной.

- Ну и практически личный вопрос. За это время, пока вы работаете в новой должности, оптимизма прибавилось?

- Мы сегодня причастны к такому серьёзному делу, поэтому, если реализуем всё, что задумано, буду счастлив, что это удалось. Без оптимизма сложно. Хотя всё равно никогда не предполагал, что рабочий график будет настолько плотным, что спать придётся в самолётах, обедать где-то на вокзале и проводить в кабинетах более 12 часов в день. Но постепенное понимание того, что жизнь Владивостока меняется, укрепляет в правильности выбранной цели. Испытываешь чувство удовлетворения, например, от того, что город после снегопада ездит спокойно, что дороги ремонтируются и освещаются. В эти моменты понимаешь, что команда реально что-то сделала. И заражаешься этим сам.

Автор: Сергей МАРКОВ