Игорь Пушкарёв: Нужно навести порядок и привлечь в город деньги

На прошлой неделе гостем редакции «В» стал глава администрации Владивостока Игорь Пушкарёв. Разговор главы краевого центра с журналистским коллективом шёл на самые разные темы – от насущных проблем городского быта до мирового финансового кризиса.

19 дек. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2458 от 19 дек. 2008
ae91d47b2edebaad96250ffec0a574fc.jpg


На прошлой неделе гостем редакции «В» стал глава администрации Владивостока Игорь Пушкарёв. Разговор главы краевого центра с журналистским коллективом шёл на самые разные темы – от насущных проблем городского быта до мирового финансового кризиса.

«Нужно служить городу»

- Игорь Сергеевич, вы уже полгода работаете главой исполнительной власти Владивостока. Что для вас оказалось самым сложным, столкнулись ли вы с какими-то нерешаемыми проблемами?

- Нерешаемых проблем нет. Но самое трудное – это люди. Можно быстро купить технику, отремонтировать помещение, но людей, их менталитет быстро не поменяешь. У чиновников администрации, от которых во многом и зависит комфорт горожан, их условия жизни, сложилось своеобразное отношение к своей работе. Я считаю, что люди, устраивающиеся на работу в администрацию, должны понимать, что они приходят сюда служить, поэтому это и называется муниципальной службой. Служить и получать за это фиксированное жалованье. Достойное, но фиксированное.

Чиновник не может стать миллионером. Многие, к сожалению, приходят в мэрию для того, чтобы обогатиться, и считают это нормальным. Это и есть самая большая проблема, которую нельзя решить за день или месяц. С этим надо каждый день бороться, менять ментальность, соответственно будет меняться и отношение жителей к чиновникам. Здесь нужны люди особой категории, которые должны максимально эффективно служить городу и горожанам. Это в первую очередь касается руководящего состава. В работе чиновника принципиальное значение имеют порядок и порядочность. Проблема в том, что многие люди в администрации Владивостока этого не понимают.

- Сколько процентов не понимают?

- Пока масса критическая. Больше 50 процентов - это однозначно.

- Традиционно много нареканий вызывала работа такого структурного подразделения владивостокской мэрии, как управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры (УМИГА). Здесь особенно часто происходили коррупционные скандалы. Что-то меняется в работе этого подразделения?

- Что есть у города ценного? Во-первых, конечно же люди. А во-вторых, земля и имущество. УМИГА как раз и занимается этим, поэтому понятно, почему в этом управлении работает пятая часть всех сотрудников администрации. Когда-то вместо этой структуры было два отдельных управления, но потом их объединили в одно и получилось так, что чёрт ногу сломит, как говорится. Для чего это было сделано? В мутной воде всегда кому-то удобно ловить рыбку. Это было сделано специально, чтобы в ситуации неразберихи решать свои дела.

Сейчас эффективность работы УМИГА повысилась: если раньше количество входящих документов в несколько раз превышало количество исходящих, то сегодня в иную неделю исходящих больше, чем входящих. Отрабатываются документы со сроком давности несколько лет. Я считаю, это прогресс. Насчёт коррумпированности: рыба-то с головы гниёт. Думаю, что если у руководства города нет задачи заработать с этого для себя лично, то это скажется и на структурных подразделениях. УМИГА мы собираемся до конца года реформировать. Снова разделим его на два управления: одно будет заниматься имуществом, а другое – архитектурой, градостроительством и землёй.

Через месяц после того, как я вступил в должность, я подписал постановление об отмене выделения порядка 200 земельных участков. Дело в том, что с 1 февраля вступал в силу краевой закон о том, что всеми неразграниченными землями будет распоряжаться профильный департамент краевой администрации. В результате накануне, 31 января, было подписано порядка 1000 постановлений о выделении муниципальным учреждениям участков земли. За ночь наштамповали столько постановлений, что если бы их на самом деле подписывал глава - это был бы просто стахановец какой-то.

Что дальше? Если инвестор хочет на муниципальной земле что-то построить, УМИГА должно провести конкурс. Кто больше денег предложит городскому бюджету за право пользоваться этой землёй – тот и выиграл. Чтобы обойти это правило, а деньги поступили не в бюджет, а кому-то «в карман», некоторые чиновники оформили предоставление этого участка в аренду на 49 лет под выгул собак, например. Тогда арендатор получает его бесплатно (на самом деле, конечно, не бесплатно), а в городской бюджет не поступает ничего. Потом арендатор проводит публичные слушания и меняет назначение земли, в результате чего на ней можно построить многоквартирный дом. В итоге участок стоимостью несколько миллионов долларов бесплатно ушёл из города.

Я создал группу, которая проверила деятельность УМИГА, и отменил все подобные постановления (они делались впопыхах, там был ряд нарушений). Некоторые из тех, кто собирался «выгуливать собак», подали на нас в суд. Но суды подтвердили законность наших действий: ни один из участков не был возвращён этим арендаторам.

- На днях Дума Владивостока должна завершить работу над принятием городского бюджета 2009 года. Не опасаетесь ли вы того, что из-за финансового кризиса бюджет не удастся выполнить по доходам, в результате чего в следующем году придётся сокращать какие-то расходные статьи?

- Мы рассчитываем, что выполним бюджет. Мы его сформировали оптимистичным, доходы бюджета растут, несмотря на кризис. Вчера он был принят во втором чтении, думаем, что 17 декабря будет принят и в третьем. Основной доход для города – это налог на доходы физических лиц, и здесь благодаря саммиту АТЭС, государственным инвестициям мы рассчитываем всё выполнить. Более того, мы подали в край предложения выполнить на территории города инвестиционные программы ещё дополнительно на 5 млрд рублей. В проекте краевого бюджета, который рассматривается Законодательным собранием, этих денег пока нет, но мы рассчитываем на то, что уже в начале будущего года будет сделана корректировка. Если примут наши предложения – начнётся реализация трёхлетней городской программы на общую сумму 12 млрд рублей. Это строительство дорог, детских садов, покупка медицинского оборудования, строительство медицинских учреждений и многое другое. Думаю, что и край, и город свои бюджеты по доходам выполнят. Основная надежда – на реализацию подпрограммы развития Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР.

«Когда будет рынок – сократим чиновников»

- Буквально на днях вы начали инспектировать управляющие компании: ездите по городу, общаетесь с горожанами, изучаете их жалобы. Более того, вы сказали, что в качестве альтернативы в городе будет создана муниципальная управляющая компания. Нет ли здесь угрозы монополизации этого вида деятельности?

- Такой угрозы нет, мы не ставим задачу взять на обслуживание 100 процентов жилого фонда. Просто есть жилой фонд, который никто не желает обслуживать, и его довольно много. Берут, как известно, «крейсера» - многоквартирные дома, где много народа и все платят: работы мало, а доход большой. Но есть дома барачного типа, двухэтажные, заброшенные, где необходимы большие средства, чтобы привести их в порядок, а быстрой отдачи не предвидится. Поэтому на какие-то объекты будет необходима муниципальная компания, иначе никто за них не возьмётся. Такого фонда в городе - процентов 20.

То же самое касается ремонта дорог: сейчас мы создаём муниципальное предприятие, потому что, по сути, конкуренции нет. Из 12 участников, которые выиграли муниципальные подряды на ремонт дорог, девять практически не имеют своего оборудования. Арендуют друг у друга, работают на субподрядах, на посреднических услугах, соответственно, и стоимость ремонта выше, и качество оставляет желать лучшего, и спросить потом сложно, потому что порой компании создаются просто для того, чтобы выиграть тендер. Даже к самой серьёзной организации - «Примавтодору» - у меня сегодня масса претензий! Но я понимаю, что рынка-то нет. Когда будет рынок – мы действительно сможем не создавать в управлении благоустройства, как мы сейчас делаем, отдельный отдел, который будет заниматься и проектированием дорог, и техническим надзором за исполнением. Сможем сократить тех чиновников, кто занимается жилищно-коммунальным хозяйством и оказывает жителям юридическую помощь в организации ТСЖ. Иначе город не получит деньги из федерального бюджета по 185-му закону, поэтому многие функции приходится брать на себя чиновникам администрации, всё организовывать, разъяснять.

Другой пример: есть автобусный маршрут от центра города до Трудового. Люди жалуются, что на нём мало автобусов, более того, маршрут считается междугородным (он идёт до Углового), поэтому проезд стоит не 11, а 30 рублей. Нам жалуются, что этот автобус после восьми вечера уже не ходит, позже только такси работают. Мы ищем желающих, кто смог бы работать на этом маршруте. Но транспортники отказываются, ссылаясь на то, что этот маршрут просто «приватизировали» определённые люди.

Вот и получается, что нас вынуждают покупать свой транспорт и создавать альтернативу. Если столкнёмся с какими-то нарушениями - правоохранительные органы с этим разберутся.

А пока, чтобы в городе был порядок, приходится создавать муниципальные предприятия. Надеюсь, в перспективе, когда будет нормальный рынок услуг, мы сможем уйти от этой практики, да ещё и аппарат чиновников сократим.

- Другая тема. Как отразится финансовый кризис на строительстве жилья во Владивостоке - ряд строительных компаний уже «заморозили» свои объекты?

- Все наши планы остаются в силе, идёт освоение, и я думаю, что сокращения ввода квадратных метров жилья не будет. Останавливаются те стройки, которые работают на инвестиционные деньги – на средства, которые дают банки. Рынок разогрет, поэтому и цены на жильё такие высокие. А кто строит доступное жильё – это строительство продолжит, потому что цены хоть и упали, но незначительно. У тех же военных себестоимость квадратного метра - порядка 27 тысяч рублей. Если бы такая цена была на рынке – можно было бы продать гораздо больше жилья. Есть же разница: купить квартиру за полтора или за четыре миллиона рублей?

Уже сейчас многие банки пересматривают свою политику. Не секрет, что с помощью правительства банкам выделили колоссальные суммы - больше триллиона - на поддержание в том числе строительной отрасли. А банки вместо этого купили доллары и за месяц уже 10 процентов с этой суммы заработали. В экономику эти деньги не пошли. Сейчас правительство с этим разбирается, и я знаю, что многие застройщики опять воспряли духом. У кого документы на строительство оформлены без нарушений – у того всё в порядке: банки эти документы принимают и рассматривают вопросы по финансированию. Поэтому думаю, что большого спада в строительной отрасли не будет.

- Недавний сход с рельсов трамвая в районе Некрасовской вновь привлёк внимание к этому виду транспорта. Нужны, по-вашему, трамваи городу или нет?

- Мир не чёрно-белый. С одной стороны, трамвай – это хорошо, они придают городу колорит. Но за что любят трамваи их сторонники? За то, что это тот немногочисленный муниципальный транспорт, на котором качество обслуживания выше, чем на коммерческом. Там объявляют остановки, там не матерятся водители и вагоновожатые, не включают шансон, там соблюдаются постановления о льготном проезде. Но если мы вместо них пустим муниципальные автобусы, которые будут ходить интенсивнее, не будут создавать пробок и разрушать дорожное полотно, – чем плохо? На самом деле это неправда, что муниципальный транспорт – дешёвый. Трамвай и троллейбус - самый дорогой транспорт для городского бюджета, а значит, и для жителей. Если мы создадим альтернативу трамваю, если на той же улице Борисенко будет не две полосы и трамвай, свободно проезжающий раз в 30 минут, а четыре полосы, если мы к тому же выделим одну полосу для общественного транспорта и автобусы будут без пробок пролетать, - думаю, что никто не будет возражать. Ведь самому молодому трамваю у нас 17 лет. Сегодня, чтобы привести в порядок и запустить «семёрку», нужно вложить в пути порядка 30 млн рублей. Это значит, перекопать все улицы, потом снова закопать, и всё равно полотно будет разрушаться. Может быть, стоит оставить на каком-то участке трамвай в качестве реликта. Но 30 млн рублей – это 30 трёхлетних автобусов, вполне хороших и современных, или 15 совсем новых.

- Когда во Владивостоке начнут открываться новые детские сады?

- Планируем в январе ввести в строй детсад на Второй Речке, между улицами Бородинской и Русской, посреди жилого микрорайона. Он там раньше был, но уже лет 16 не работал, сейчас мы его восстанавливаем, уже завершаются отделочные работы. Это типовой садик на 250 детей. Кроме того, за счёт уплотнения групп мы создали ещё 250 дополнительных мест в детсадах. Значит, за шесть месяцев нашей работы сможем дополнительно устроить 500 детишек. 500 мам пойдут на работу. И дальше будем возвращать помещения, в которых раньше были садики, будем ремонтировать, строить новые. Это очень важная задача, которая, к сожалению, не имеет быстрого решения. Это вопрос как минимум нескольких лет.

- Город окружён морем, а искупаться негде: то вода грязная, то подойти к морю мешают какие-то барьеры…

- Всей рекреационной прибрежной территорией распоряжается край. Мы уже начали работу по оформлению земли, возьмём пляжи в аренду и наведём на них порядок. Сделаем так, чтобы пляжи были доступными и на каждый метр, как я говорил в ходе своей предвыборной кампании, платного пляжа приходился метр бесплатного, чистого, ухоженного. Чтобы люди могли спокойно подойти к морю в любой части полуострова и искупаться. За счёт очистных сооружений, которые мы должны построить за 3,5 года (уже в следующем году начнётся их строительство), можно будет купаться в любой точке, море будет чистым. Не надо будет ездить в Славянку или Ливадию, можно будет после работы сходить к морю, искупаться и пойти домой.

«Кто желает работать – для того работа найдётся»

- В последнее время много говорится о дефиците квалифицированных кадров. Но что происходит сейчас: впадает в депрессию автомобильный рынок, в рамках «сердюковской» реформы массово увольняются в запас офицеры трудоспособного возраста и, наконец, в связи с финансовым кризисом происходят сокращения сотрудников в организациях самого разного профиля. Куда пойдут работать все эти люди, ждёт ли нас всплеск безработицы?

- К сожалению, безработица растёт, хотя и незначительно. В прошлом месяце её уровень составлял в Приморском крае 2,3 процента, сейчас - 2,4. Думаю, этот показатель будет расти, причины здесь очевидные и понятные. Предприятия, ориентированные на работу с рынком, испытывают на себе все последствия финансового кризиса. Во Владивостоке такой отраслью является импорт и обслуживание автомобилей. Конечно, с повышением пошлин уменьшится покупательная способность, рынок этот сократится. Плюс порядка 10 тысяч человек сокращается в армии и на флоте, средний возраст сокращаемых – 37 лет.

Да, существует вопрос, куда пойдут люди, но параллельно возникают и рабочие места. Тот же полуостров Сапёрный, подготовка к саммиту АТЭС: за 3,5 года там необходимо построить и ввести в эксплуатацию со всеми работами и отделкой минимум полмиллиона квадратных метров. Та же реализация 185-го закона: вот сейчас 450 млн рублей в Приморском крае выделяется на ремонт крыш, фасадов, коммунальных систем в домах. Это серьёзные деньги. Для примера: во Владивостоке на эти цели дополнительно будет выделено порядка 200 млн рублей. Если учесть, что в этом году на ремонт жилого фонда выделено порядка 250 млн рублей, то мы получаем увеличение в два раза. А ведь все эти работы на «Дальзаводе» не сделают, на «Дальприборе» не сделают, это всё - для малого бизнеса, предприимчивых людей.

Да, кто-то хотел бы работать в офисе, получать 50 тысяч рублей, ходить в галстуке и рубашке. А создаются такие рабочие места, на которых надо взять в руки мастерок, пилу, топор, молоток. Но как минимум есть предложение. Мы получили порядка 50 единиц снегоуборочной техники, на неё необходимы люди - как минимум 50 человек, а с учётом двухсменной работы - порядка 70. Мы рассчитываем, что их зарплата будет составлять порядка 20 тысяч рублей, это постоянные рабочие места.

Или те же дворники: в будущем году мы в три раза увеличиваем расходы на обслуживание территории, санитарную очистку, уборку, поддержание чистоты и порядка. Сейчас у нас 1200 дворников, а нужно 3000, чтобы быстро убирали и всегда было чисто. Это постоянная каждодневная работа.

Кто желает работать – для того работа найдётся. Вопрос, безусловно, в оплате труда, но есть места и с хорошей оплатой. У той же милиции существует порядка 400 вакансий, которые могут быть востребованы военными.

«Новый год встречу во Владивостоке»

- За два года до саммита АТЭС-2012 во Владивостоке должен пройти саммит мэров городов стран АТР, своего рода репетиция…

- Это позитивный момент. К 2010 году мы ещё будем жить на стройплощадке, но, считаю, всё равно этот саммит нужно проводить. Ничего страшного, если мы покажем не полностью готовые объекты. Покажем масштаб и мощный замах. В любом случае, нам будет что показать и чем гордиться.

Что касается строительства, то оно будет продолжаться. Например, та же «Тихоокеанская мостостроительная компания», освоив выделенные средства и построив мост через Золотой Рог, могла бы взяться за возведение моста с полуострова Де-Фриза на Седанку. У этой компании есть все шансы выиграть тендер, потому что она наша, местная, с необходимыми мощностями, профессионалами, наработанным опытом. И весь опыт, который она приобретёт на строительстве моста через Золотой Рог, тоннеля, развязок, будет востребован здесь. Любой мост, любая развязка – это возможность для того, чтобы быстрее перемещались люди, товары, услуги, лучше работала экономика, в конечном счёте - мы лучше жили.

- Игорь Сергеевич, вплоть до мая 2008 года вы работали в Совете Федерации представителем приморского Законодательного собрания. Сегодня вашим преемником на этом посту стал Вячеслав Фетисов. Успели ли вы наладить с ним какие-то отношения?

- Да, безусловно. Есть много вопросов, важных именно для Владивостока, которые нужно отстаивать в Совете Федерации. Недавно к нам прилетали двое сенаторов – Светлана Юрьевна Орлова и Вячеслав Александрович Фетисов. Они приняли участие в заседании Законодательного собрания Приморья, побывали в различных точках города и края. Мы также с ними встречались, разговаривали, обсуждали некоторые проблемы и пути их решения. И теперь очень надеемся получить от Вячеслава Александровича максимальное содействие в области финансирования строительства спортивных учреждений из федерального бюджета. Зная же тёплое отношение к нам Светланы Юрьевны (она - наша землячка), надеемся на её помощь в части выделения для города медицинского оборудования. Так что сотрудничество налажено конструктивное.

- А какие в целом стратегические задачи решаете на посту главы Владивостока?

- Из стратегических задач основными считаю три: навести порядок, привлечь в город средства и заставить работать чиновников. Наведение порядка предполагает ужесточение контроля за всем происходящим в городе, закрепление персональных ответственных за каждым квадратным метром городской земли, выстраивание чёткой работы административных комиссий. В конце концов, собственники тех же магазинов должны понять, что убрать прилегающую территорию дешевле, чем платить каждодневные штрафы.

Что касается привлечения денег в город, то эту задачу, я считаю, решаем успешно. Таких сумм, которые мы привлекли в этом году на ремонт дорог, объектов ЖКХ, город не видел никогда. В будущем году рассчитываем на ещё большие вложения. И с краевыми, и с федеральными властями налажен конструктивный диалог, чего раньше не было. Кредит доверия мы наработали. Для всех очевидно, что деньги идут на реальное развитие города, так что эти позиции мы намерены укреплять и дальше.

Если же говорить о тактических задачах, то это и ремонт дорог, и наведение порядка в ЖКХ, и благоустройство, и пляжи, и детские сады… Город должен стать комфортным, ухоженным и красивым. И тот же саммит АТЭС только повод и ещё одна возможность привлечь в город деньги, которые будут использованы в интересах горожан.

- И последний вопрос. Где вы будете встречать Новый год?

- На протяжении последних восьми лет мы c женой и детьми встречаем его с родителями, с бабушкой и дедушкой. До 1991 года я тоже с ними встречал, но потом уехал учиться во Владивосток и такой возможности лишился. Теперь, когда сюда переехала вся наша семья, мы снова встречаем Новый год все вместе. Обычно мы праздновали его в Спасском районе, в селе Евсеевка, где живут родители и бабушка с дедушкой. Но сейчас соберёмся во Владивостоке у меня дома. А потом обязательно поедем на ёлку в центр Владивостока.

Автор: Василий Авченко Олегович