Пётр Савчук: В трудное время мы должны быть ближе к людям

Пётр САВЧУК – видная фигура на политическом и экономическом небосклоне Приморского края: руководитель УК «БАМР», лидер регионального отделения ведущей политической силы страны – партии «Единая Россия», депутат Законодательного собрания Приморья. О текущей

18 дек. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2457 от 18 дек. 2008
ad9d761b7ba23c47145e1017899c015b.jpg


Пётр САВЧУК – видная фигура на политическом и экономическом небосклоне Приморского края: руководитель УК «БАМР», лидер регионального отделения ведущей политической силы страны – партии «Единая Россия», депутат Законодательного собрания Приморья. Человек, по роду своих дел и обязанностей досконально знающий не только поверхностные события, но и глубинные течения, приводные ремни и механизмы принятия тех решений, что оказывают судьбоносное влияние на жизнь края. О текущей ситуации, предварительных итогах года и задачах на завтрашний день с ним беседует корреспондент «В».

- Понятно, что главный вопрос - финансовая ситуация. Ведь бюджет, по которому Приморье будет жить в следующем году, верстался ещё летом, в тех условиях, когда слово «кризис» ещё даже не произносили и когда в июне цена на нефть была почти 150 долларов. Не секрет, что сегодня многие компании активно сокращают персонал, отправляют людей в бессрочные отпуска без содержания. Соответственно будет сокращаться и налоговая база - существенная составляющая бюджета. В связи с этим: насколько реалистичен бюджет на следующий год? Не возникнет ли ситуация, когда некоторые статьи просто попадут под секвестр?

- Очень сложный вопрос. Мы понимаем и отслеживаем ситуацию. И всё-таки оптимистично видим бюджет, прежде всего вот почему. У нас в краевом бюджете поступления от малого и среднего бизнеса составляют от всего дохода 29 процентов - это самый лучший показатель в целом по Дальнему Востоку. Серьёзный момент. И мы считаем, что этот показатель надо ещё улучшать, и соответствующая программа принята. Понятно, что в ней не такие уж большие деньги, около 40 миллионов, тем не менее эта работа ведётся. Самое главное ведь для бизнеса что? Чтоб не мешали работать, чтобы были дешёвые и доступные кредиты, чёткие правила игры и объективная информация. По большому счёту, больше ничего не надо. Они сами всё сделают. В условиях кризиса ведь эта часть людей наиболее мобильна и динамична. Они найдут себе применение именно там, где это необходимо. Я убеждён, что одной из ключевых антикризисных мер должна стать свобода предпринимательства, и хорошо бы, чтобы шаги к этому были предприняты на федеральном уровне. В кризис это более чем существенно - чтобы люди могли свободно работать. Для этого немаловажна и поддержка российских банков, чтобы у предпринимателей сохранилась возможность брать кредиты.


Другой момент: максимальная оптимизация бюрократических механизмов. А то некоторые вещи просто поражают. Помните известную фотографию 2004 года - совещание на борту нашего траулера проводил президент Путин. Губернатор тогда сделал очень хороший доклад, был выработан целый ряд решений и даны поручения президента. И что вы думаете? Только в 2008 году был разработан комплекс мер по регулированию российского рыболовства. Так, 4 года потребовалось для принятия постановления правительства, которое мы условно называем «рыба на берег». А ведь это один из ключевых вопросов конкурентоспособности! Это при том, что было личное распоряжение президента, а так бы лет 10 ушло. Вот это и есть бюрократический механизм. А там нужно было просто соответствующее постановление.

Ведь из-за нашего сырьевого преимущества мы можем как выиграть, так и проиграть. При таком количестве ресурса цена на сырьё падает. Соответственно надо либо модернизировать суда, либо организовывать собственное производство на берегу.

Убеждён: кризис бы нас активно не коснулся, если бы мы быстрее переходили к инвестиционным программам, к переоборудованию наших производств, где у нас сегодня – будем смотреть правде в глаза - производительность труда очень низкая. Взять упомянутое многострадальное постановление - на перерабатывающие мощности мы не перешли, потому что у нас времени не хватило. А ведь сегодня китайцы уже особо не хотят покупать сырьё, потому что и их цепляет кризис, но и мы толком к переработке не готовы, потому что время-то упущено.

То же самое касается и леса.

- Сейчас вроде продлили по кругляку разрешение…

- А это ошибка! Может, в условиях кризиса и не ошибка, но для Приморья ошибка однозначно. Я лично видел в Китае, на границе с нами контейнеры с оборудованием, они готовы были с 1 января переместить их сюда, чтобы обработку вести в России, у нас.

- А это опять же рабочие места, налоги…

- Конечно, и даже если бы поначалу привлекали китайскую рабочую силу, то налоги были бы здесь. А люди бы тем временем обучались, у нас же с этим тоже вопрос - людей надо учить, не всё так просто.

Реалистичность бюджета – вообще сложная штука. Я недавно говорил с коллегами из Волгоградской области. У них на этот, заканчивающийся, год бюджет был 46 миллиардов рублей - в принципе, сопоставимый с нашим. А сейчас они принимают на следующий год – чуть более 20 миллиардов. Фактическое падение бюджета вдвое.

И тем не менее мы считаем, что наш бюджет сопоставим с реалиями.

Первое, как я уже говорил, это малый и средний бизнес – всё-таки есть перспектива роста и есть чем заняться. Второе конечно же это объекты АТЭС, они есть, и правительство подтвердило, что их строительство и подготовка будут продолжаться. Хотя и там есть свои вопросы, но, учитывая, что в результате мирового кризиса падают цены на металл и стройматериалы, понятно, что и расходы по всем объектам сократятся.

И третий момент - это прозрачность проведения тендеров. Здесь ещё много над чем предстоит поработать. И обучение людей, особенно муниципалов, глав поселений тому, как работать с бюджетами, мы должны этим заняться довольно-таки системно. Ведь теперь глава посёлка по 131 ФЗ с 1 января 2009 года становится реальным хозяином - от него зависит, как там будут жить земляки. Но людей-то там никто особо не готовил, надо их учить. Это было уже в своё время, и это была нормальная практика. Потом от этого как-то ушли; вплоть до того, что, знаете, вот он хороший парень, пусть руководит. Но если он не понимает в ЖКХ, не понимает в других вопросах, то потом страдают все, в первую очередь население.

Ну и, наконец, самое главное: надо быть честными перед людьми. Надо не стесняться, а сказать прямо: ребята, очевидно, нам всем предстоит немного затянуть пояса. Я почему так говорю? Может, меня и депутаты не все понимают. Но я убеждён: нужно сократить расходы, в том числе и наши - депутатские - расходы. Почему столько освобождённых? Давайте определим, кто действительно необходим для работы; наверное, председатели комитетов, может быть, заместители председателей, ну и давайте сокращаться. Мы в первую очередь должны дать понять, что существенно сокращаем расходы на содержание депутатов, мы должны дать посыл обществу. И если мы публично заявляем, что начинаем экономить, тогда и люди задумаются.

- Да, иначе нет морального права эти слова говорить.

- Конечно! То же самое касается и администрации. Убеждён, что в целом административные расходы должны быть сокращены. И когда вот это произойдёт, тогда и каждый человек подумает, что ему бы тоже надо ужаться, подумать, как распоряжаться семейным бюджетом. Потому что, я говорю откровенно и, честно сказать, даже не знаю, надо ли вот так прямо об этом говорить или нет, но дело в том, что ухудшение экономической ситуации коснётся каждого. К сожалению. Можно, конечно, говорить красивые вещи, но, думаю, что честный разговор с людьми – он наиболее продуктивен.

Кстати: администрация и Дума Владивостока - они молодцы. Они уже объявили, что не будут повышать зарплаты чиновникам, а это тоже экономия – порядка 100 миллионов рублей. Вот такие подходы должны быть, причём даже не дожидаясь действий краевых властей. Но, наверное, это должно быть обязательно и на краевом уровне: и тогда каждый человек, каждый бизнесмен, каждый руководитель предприятия поймёт, что ему тоже нужно свой бюджет посмотреть очень внимательно и подойти к нему экономно.

Думаю, сегодня управленцам всех уровней, как и главам партийных активов, поверьте, очень непросто. Легко было призывать к чему-то, говорить с людьми, когда экономика шла вверх, зарплата шла вверх. А вот в тяжёлое время сработать и выдержать - не просто. Мы должны стараться услышать и понять каждого человека. Сейчас ведь главная задача - создать условия, чтобы люди в сложившейся ситуации смогли нормально и достойно выжить.

И, может быть, знаете… Любой кризис, он же даёт и положительные моменты. Главное, критический период пройти безболезненно, чтобы потом рядом с сухими деревьями пошла новая поросль.

- Это перефразирование русской пословицы насчёт того, что за одного битого двух небитых дают…

- Важно без потерь пройти этот кризис и умело применить в наших интересах, чтобы каждый человек потом действительно в два раза обогатился и чтобы мы создали здесь действительно основу для современной экономики, которая бы преобразила нашу промышленность. Чтобы производительность труда была достойная - соответственно конкурентоспособности мировой. Вот эти вот вещи важно сделать. Потому что, к сожалению, в этом плане мы отстаём.

Здесь конечно же очень много зависит и от нашего правительства, и от тех мер, которые предполагаются, - нужно их учитывать, хотя я не совсем уверен, что мы ко всем этим мерам готовы.

Вот и нам на региональном уровне надо принимать свои решения. Допустим, есть те сферы, в которых идёт нехватка кадров. И если пройти дополнительное обучение, то люди не останутся за бортом в результате сокращений. Так, на базе БАМРа создаётся учебно-курсовой комбинат. Считаю, что в нынешнее время это крайне важно. Я уже даже руководству «Дальполиметалла» сказал: если у вас там совсем станет трудно и люди будут готовы переучиваться, то мы готовы их взять и обучить. Но только если они к этому готовы. Это ж тоже сложно, и в первую очередь психологически.

Или вот объекты АТЭС - здесь тоже надо бы многих попытаться трудоустроить, ведь целый ряд объектов инфраструктуры, много строительных работ. По строительным специальностям готова обучать специалистов компания Sumotori. Тех же людей, которые были заняты на горнодобывающих предприятиях, их же вполне можно задействовать, это тот ресурс, которым сегодня надо грамотно распорядиться.

У нашего региона есть такое преимущество, и мы просто обязаны этим воспользоваться.

И тогда, задействовав все ресурсы и возможности, мы сможем выйти из этой ситуации. Понятно, что будет тяжёло, но главное - избежать шоковых шагов, как это было на нашей с вами памяти.

- Пётр Степанович, знаю, что вы недавно в качестве одного из делегатов от Приморского края принимали участие в работе Х съезда «Единой России». Мне трудно мыслить макроэкономическими категориями, как, наверное, и большинству читателей нашей газеты; у меня вопрос, скорее, о психологическом ощущении. Когда перед вами выступал премьер-министр Владимир Путин с антикризисной программой, у вас было ощущение, что всё это реально, что это будет исполнено и поможет нам справиться с кризисной ситуацией?

- Да. Однозначно да. И здесь ведь надо отдать должное Путину, который никогда не занимается прожектёрством. Он называл реальные вещи своими именами. И потом он дал важный сигнал регионам: вы тоже сделайте то, что можете. А у регионов есть возможность с 15 до 10 процентов снизить для бизнеса налог. Но тут, конечно, нужно смотреть в каждом конкретном случае. Потому что определённые параметры и цифры уже заложены в бюджет, и если он не будет исполняться, то кто будет за это отвечать? К этому вопросу надо подойти с особым вниманием.

- Давайте вернёмся к очень важной мысли, которая прозвучала чуть выше. Речь шла о том, что хорошо быть одним из руководителей правящей партии, когда идёт всё на подъём, и куда хуже, когда динамика становится отрицательной…

- Абсолютно правильно. И мы это прекрасно понимаем. У нас будет очень серьёзный разговор с секретарями местных политсоветов, потому что они лучше всех должны знать ситуацию в своём городе, посёлке, районе. Надо посмотреть различные программы, реализуемые на местном уровне. Взять вот жилищно-коммунальное хозяйство, где сегодня не хватает людей. Значит, мы просто обязаны объяснить, что это тоже один из вариантов преодоления проблемы занятости. Давайте в кризисное время поработаем в этом направлении; может быть, зарплата у вас будет несколько ниже, но это обеспеченная и гарантированная зарплата. Давайте внимательно подойдём к созданию новых предприятий малого и среднего бизнеса по различным направлениям, они тоже могут дать очень серьёзный толчок. И вот здесь, конечно, партийные структуры, особенно на местах, должны стать генераторами идей. В том числе и по снижению бюрократических препон - о чём мы говорили выше. Соответствующие нормативные, законодательные акты могли бы помочь сегодня в этой вот ситуации. Нужно максимально оградить малый и средний бизнес от чрезмерного бюрократического и разнообразного контрольного надзора. Причём обо всём этом не раз заявлялось и президентом, и премьером, но ведь фактически эти пожелания остались только на бумаге. Вот чем должны заниматься на местах партийные организации.

Хотя, конечно, каких-то общих рецептов и рекомендаций быть не может: всякая ситуация по-своему конкретна.

Вот у нас сейчас острая ситуация по Дальнегорску. Конечно, я понимаю, как сейчас непросто бывать в рабочих коллективах, выслушивать людей - работяги ведь могут, как говорится, и порвать, и покусать. И тем не менее нужно туда идти и разговаривать с людьми. Там нужно секретарю сегодня быть. Там нужно сегодня готовить и давать свои предложения. Но все эти проекты должны быть экономически обоснованы, чтобы было понятно, куда вкладывать средства, какие проблемы они закроют и какую дадут отдачу.

- Ещё один вопрос, Пётр Степанович, тоже, возможно, не сильно приятный, тем не менее он постоянно поднимается в прессе, обсуждается в той или иной форме. Это вопрос, связанный с так называемыми постоянно отсутствующими депутатами. Ситуация, согласитесь, странная и вызывающая недоумение…

- Вопрос совершенно понятен, и могу сказать, что нас это тоже тревожит. Мы неоднократно эту тему обсуждали и на фракции, и в кулуарах.

Ну, давайте по порядку. Что касается Геннадия Ивановича Лысака, который избирался в Законодательное собрание края, как известно, по одномандатному округу. Он, к сожалению, очень серьёзно болеет, на этот счёт есть соответствующие документы, в которых подчёркивается, что он должен постоянно находиться под наблюдением врача.

Повторю ещё раз, он одномандатник, и поэтому его присутствие или отсутствие – это вопрос избирателя. Вместе с тем я хотел бы отметить, что Геннадий Иванович не первый раз избирается в Законодательное собрание, он очень опытный депутат, и у него не менее опытные помощники. И на его округе – в отличие, к слову сказать, от некоторых других – работа ведётся очень активная, особенно по социальной защите населения. Не менее активно, кстати, работает и его общественная приёмная.

Я знаю, что сейчас его аппарат обратился к решению вопросов – что особенно важно в нынешних условиях - по созданию сети социальных магазинов. Думаю, что их опыт будет удачным. Мы ведь тоже собираемся встречаться, вести переговоры с такими компаниями, как «Владхлеб», «Ратимир», с некоторыми бизнесменами, чтобы в такие – социальные - магазины продукты поставлялись по ценам максимально доступным. Ну и торговля чтобы велась без накруток, естественно. В Уссурийске, например, такие магазины есть, т.е. уже практика наработана. Теперь нужно, чтобы это пошло дальше, потому что в сегодняшней ситуации это важно именно для пенсионеров, для самой незащищённой части населения, которая этими ценами была бы хоть как-то защищена.

Здесь это прямое предложение Лысака, и мы видим, что хоть он и болеет, к сожалению, но работа у него в команде ведётся очень активно.

Что касается Юрия Васильевича Степанченко, то он тоже одномандатник и, как известно, исключён из партии. В этом плане мне контактировать с ним очень сложно. Очевидно, здесь должен включаться механизм соответствующих действий избирателей его округа. Хотя что уж там скрывать, механизмы эти у нас пока что практически не отработаны.

Ну и, наконец, Сергей Игоревич Вахнин. Недавно мы с ним виделись, разговаривали. Он у нас шёл в краевой парламент по партийному списку «Единой России», и поэтому за его деятельность мы отвечаем, как говорится, в полной мере. Он тоже представил больничный лист. Мы с ним договорились, что даём ему ещё три месяца, чтобы поправить здоровье, однако если этого не произойдёт, то ему надо будет принимать соответствующее решение. А на его место мы тогда введём Юлию Стрижак, представляющую нашу партийную молодёжь.

В этом, кстати, я вижу прямой плюс той системы, при которой у нас половина Законодательного собрания избиралась по партийным спискам. В этой ситуации именно партия должна решать вопросы по людям, которые, скажем, не работают или функционируют недостаточно эффективно. Значит, мы должны их заменять. Хотя и здесь не всё просто в реализации такого механизма замены. Но в любом случае это «технологичнее», чем отзыв депутата, избранного по одномандатному округу.

Автор: Андрей Островский Вадимович