Двадцать заседаний спустя

В минувшую среду состоялось очередное заседание Думы Владивостокского городского округа. Оно стало двадцатым по счёту для действующего депутатского созыва, однако это «юбилейное» обстоятельство никак не нашло отражения в ходе заседания. Очередная декабрьс

12 дек. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2454 от 12 дек. 2008
5420cadb0be58ef0432fd88a2036755b.jpg

В минувшую среду состоялось очередное заседание Думы Владивостокского городского округа. Оно стало двадцатым по счёту для действующего депутатского созыва, однако это «юбилейное» обстоятельство никак не нашло отражения в ходе заседания. Очередная декабрьская сессия городской Думы имела не просто рабочий характер, но была до предела насыщена дискуссиями и острыми выступлениями депутатов, которые защищали интересы избирателей своих округов и соответствующие поправки при рассмотрении проекта бюджета Владивостокского городского округа во втором чтении.

С другой стороны, на страже собственно бюджета с его отнюдь не безграничными доходами и запланированным полумиллиардным дефицитом стояла часть депутатов во главе с председателем комитета по бюджету, налогам и финансам Игорем Чемерисом. Буквально накануне сессии профильный комитет провёл последнее из заседаний, посвящённых подготовке ко второму чтению бюджетного проекта. В целом было рассмотрено 55 поправок, но лишь часть из них попала в список рекомендованных комитетом Чемериса к принятию на пленарном заседании. Остальные были рекомендованы к отклонению, несмотря на признание их социальной ценности и полной уместности в бюджете-2009: по словам Игоря Святославовича, каждая из этих поправок была тщательно изучена, и он был готов мотивировать причины отклонения в каждом конкретном случае.

Именно этот «конфликт интересов» и стал, вероятно, поводом для высказанных корреспонденту «В» перед началом сессии мнений о том, что «бюджет будет оставлен в процедуре второго чтения». Тем не менее, забегая вперёд, отметим, что компромисс в итоге жарких дискуссий всё же был найден, и бюджет приняли во втором чтении абсолютным большинством голосов: 29 против пяти. Характерно, что этот результат был достигнут вовсе не за счёт консолидированного голосования фракции большинства (представителей партии «Единая Россия»): по словам председателя фракции, вице-спикера Юрия Попова среди её членов также не было монолитного единства по спорным вопросам, поэтому единороссы голосовали каждый по своему усмотрению.

А началась декабрьская сессия со ставшей уже традиционной и в целом рутинной, но необходимой работы: добрый десяток вопросов повестки заседания состоял из рассмотрения протестов прокуратуры на ранее принятые муниципальные правовые акты (МПА) и внесения в них соответствующих изменений. В данном случае прокурор требовал приведения в соответствие с обновившимся федеральным законодательством тех МПА, которые были приняты прежним созывом Думы Владивостока в 2005 году. Смысл этой деятельности состоит в сохранении единого правового пространства на всех территориях России, а значит – в поддержании целостности государства.

Как распределить «разочарования»?


Собственно второе чтение бюджетного проекта в повестке значилось под номером 13. Докладчик Игорь Чемерис выступил с анализом как доходной, так и расходной части бюджета-2009. Он отметил запланированный рост доходов по целому ряду статей, а также сбалансированность и ответственность: каждое из полномочий местного самоуправления полностью обеспечено финансированием с указанием источников, включая заработную плату работников городской бюджетной сферы. Сомнения у докладчика вызвали указанные в проекте источники погашения дефицита в сумме 511 миллионов рублей (кредитные организации), а точнее, заложенный банковский процент - 14-16 процентов. По мнению председателя профильного комитета, в условиях финансового кризиса эта цифра возрастёт до 20 процентов.

В число одобренных комитетом по бюджету, налогам и финансам депутатских поправок вошли такие, как, например, повышение доходной базы за счёт увеличения отчислений от муниципальных унитарных предприятий с 25 до 75 процентов. «МУПов у нас много, а денег от них в бюджет поступает мало, - пояснил Чемерис. - Значит, либо муниципальная собственность используется неэффективно, либо низок процент отчислений». Кроме того, есть ещё хозяйственные общества, в которые город входит своим имуществом и владеет пакетом акций: дивиденды таких предприятий также должны поступать в городской бюджет в повышенном объеме.

Характеризуя отклонённые поправки, Игорь Святославович признал наличие «недопонимания»: те депутаты, которые подали заявки на финансирование своих поправок, должны понимать, что бюджет не может быть идеальным, удовлетворяющим всех участников бюджетного процесса. Он всегда является продуктом компромисса, поскольку дополнительные расходы можно включить в него только за счёт сокращения других расходных статей, а значит – финансирования тех или иных отраслей городского хозяйства. Поэтому, сказал Чемерис, бюджетный проект «есть результат распределения наших разочарований».

Баня для островитян


В качестве оппонентов выступил целый ряд депутатов, но ведущими стали председатель комитета по экономической политике и муниципальной собственности Думы Марина Ломакина и председатель комитета по социальной политике и делам ветеранов Людмила Талабаева. Первая из них, кстати, ещё на публичных слушаниях бюджета 4 декабря предложила увеличить объём неналоговых доходов города за счёт увеличения суммы отчислений от прибыли муниципальных предприятий с 25 до 75 процентов. Кроме этого уже на сессии она озвучила поправки своего комитета, попавшие в список рекомендованных к отклонению. Это, в частности, финансирование работ по реконструкции и оборудованию помещения по ул. Зои Космодемьянской, 9 для размещения детской поликлиники, расходы на ремонт и приобретение оборудования для детского сада по ул. Сахалинской, 37а и расходы на капитальный ремонт МОУ Дворец спорта «Юность». Прозвучала и поправка депутата Любови Горячкиной о выделении 3 миллионов рублей на ремонт бани на острове Попова.

Этот перечень расширил председатель комитета по городскому хозяйству Вадим Глазунов. Во-первых, он высказался за проведение ремонта «Юности» и даже предложил использовать средства возглавляемой им управляющей компании «Эгершельд» - настолько социально значимым он считает этот объект. Во-вторых, он выступил за поправку, которая приостановила бы выделение бюджетных средств (8 миллионов рублей) на закупку автобусов для муниципального автобусного парка. Этот вопрос также поднимался на публичных слушаниях, мотивация закупки состоит в том, чтобы путём приобретения 20-30 автобусов обеспечить «неинтересные» коммерческим предприятиям маршруты, а также возможность добраться в отдалённые кварталы в вечернее время, когда «частник» уже завершает работу.

Однако комитет по городскому хозяйству считает, что сначала надо досконально изучить рынок городских перевозок и отладить его как единую систему. А до завершения этой работы нельзя исключить такой вариант, что муниципальные автобусы в отсутствие собственного парка, дотаций на финансирование убыточных маршрутов и средств на зарплату водителей (по словам Глазунова, она составляет во Владивостоке около 30 тысяч рублей) будут со временем отданы в аренду тем же частникам и встанут в длинную очередь к остановкам на и без того насыщенных техникой маршрутах по главным магистралям города. Кстати, Вадим Глазунов на этой же сессии инициировал рассмотрение вопроса о принятии муниципального правового акта «Положение об организации транспортного обслуживания населения в городе Владивостоке», который был в итоге принят в первом чтении.

Все упомянутые выше поправки депутаты решили включить в протокольную запись с поручением Совету Думы продолжить работу над ними, в том числе об отправке запросов на получение дополнительной сметной документации. Уже в первом квартале Дума намерена вернуться к этим предложениям, чтобы обеспечить их финансированием при ближайшей корректировке городского бюджета.

Из других решений декабрьской сессии стоит упомянуть о принятии в первом чтении проекта муниципальной адресной программы по установке приборов учёта тепловой энергии в жилых домах города Владивостока на 2009 год. «Программой предусмотрена установка приборов учёта тепловой энергии в жилых домах, позволяющих снижать плату граждан за коммунальные услуги», — сообщил докладчик по этому вопросу депутат Николай Голояд.

Общий объём финансирования по этой программе составляет 40 млн рублей, в том числе за счет средств городского бюджета — 20 млн рублей. Ожидается, что в ходе реализации программы приборы учёта тепловой энергии будут установлены в 160 многоквартирных жилых домах. Снижение расходов собственников на отопление помещений в многоквартирных жилых домах, в которых установлены приборы учёта тепловой энергии, составит не менее 15 процентов, уверен Николай Голояд.

Наконец, нельзя не отметить завершение работы над МПА «Положение о звании «Почётный гражданин города Владивостока»: на сессии 10 декабря депутаты проголосовали за него во втором и третьем чтении. «Его принятие обусловлено изменениями в законодательстве и необходимостью устранить ряд пробелов, которые имеются в действующей редакции решения Думы от 21.03.2002 г. № 79 «Положение о звании «Почётный гражданин города Владивостока», — пояснила председатель комитета по социальной политике и делам ветеранов Думы города Владивостока Людмила Талабаева.

В частности, муниципальный правовой акт предусматривает порядок присвоения звания «Почётный гражданин города Владивостока», порядок работы комиссии по рассмотрению документов на присвоение звания, сроки рассмотрения и принятия решения о присвоении звания. Также в Положении определены права и гарантии, предоставляемые почётным гражданам, в том числе ежемесячную денежную премию в размере 10 тыс. рублей и бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта, кроме такси.

Автор: Александр Карташов Анисимович