Жилищная инспекция проверит договор управления

Государственной жилищной инспекцией, возрождённой в нынешнем году в Приморье, уже проведено около 500 проверок, вынесено более 260 предписаний, рассмотрено несколько административных дел. Инспектора начали работать в большинстве муниципальных образований

9 дек. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2451 от 9 дек. 2008

Государственной жилищной инспекцией, возрождённой в нынешнем году в Приморье, уже проведено около 500 проверок, вынесено более 260 предписаний, рассмотрено несколько административных дел. Инспектора начали работать в большинстве муниципальных образований края. Во Владивостоке функции контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства осуществляет новый отдел краевого департамента по ЖКХ и топливным ресурсам, который так и называется - «Государственная жилищная инспекция».

В условиях жилищной реформы в работе инспекции появились новые нюансы. Об этом рассказал начальник отдела Сергей МАНДРЫКО:

- В соответствии с законодательством полномочия государственного контроля по эксплуатации и сохранности жилищного фонда, а также качеству предоставления жилищных и коммунальных услуг с прошлого года переданы на уровень субъектов РФ (раньше инспекция была федеральной структурой). Поэтому в Приморье инспекция организована вновь, но теперь уже в несколько ином качестве. Помимо нашего отдела её подразделения созданы в городах и районах края. На сегодняшний день к работе приступили 30 инспекторов. Наиболее эффективно идут дела в Дальнегорске, Уссурийске и на других территориях.

- Сергей Анатольевич, давайте посмотрим с точки зрения жильца многоэтажки. Он обращается к вам с жалобой на то, что дом находится в ужасном состоянии. К кому претензии?

- По Жилищному кодексу и 491 постановлению правительства спрос прежде всего с самих собственников, потому что теперь именно они несут ответственность за свой дом, капитальный ремонт его инженерных сетей, кровли и другого общедолевого имущества. Когда начинаешь объяснять это, многие не хотят соглашаться и уходят от нас неудовлетворёнными.

- Но ведь дом может просто плохо содержаться обслуживающими компаниями или по их вине не делаться никакой текущий ремонт. Можно за это призвать к ответу управляющую организацию?

- Можно, если собственники сами её выбрали и заключили с ней договор управления.

Когда разбираемся по жалобе, запрашиваем такой договор и смотрим, какие конкретно работы и услуги по содержанию и текущему ремонту дома собственники заказали управляющей организации, чтобы проживание в доме было безопасным и комфортным (полный перечень таких работ должен содержаться в договоре). Бывает, что оговорены не все услуги, необходимые для нормального жизнеобеспечения дома. В таком случае мы имеем право выдать предписание о дополнении перечня работ. Понятно, что это подразумевает дополнительное финансирование со стороны собственников.

- Зачастую инициатива подписания договора исходит от управляющей компании, она же предлагает свой проект документа. А жильцы просто не знают, все ли необходимые пункты в него внесены. Оно и понятно, ведь практика таких взаимоотношений в жилищной сфере для многих пока ещё непривычна, люди с трудом отходят от устоявшихся стереотипов.

- Инициатива должна исходить от собственников, а не от управляющей компании. Иначе всё ставится с ног на голову. Получается, не покупатель выбирает продукцию на рынке, а она выбирает его – разве это нормально? Управляющая организация должна заявить о себе, работать так, чтобы собственники выбрали из нескольких претендентов именно её.

О том, что нужно учесть при заключении договора, сказано в Жилищном кодексе. В конце концов, существуют типовые договоры, которые можно взять за основу. Мы готовы предоставить такие договоры тем, кто стоит на пороге выбора способа управления.

Важный момент: когда управляющая организация приходит работать на дом, обязательно должен проводиться осмотр его технического состояния, составляться акт. Это позволит потом проанализировать, в какую сторону - худшую или лучшую - произошли изменения. Ни в коем случае собственникам нельзя пускать дело на самотёк, нужно контролировать, все ли внесённые в договор виды работ выполняются, с каким качеством. Надёжнее всего создать инициативную группу из 3-4 человек, которая будет вести проверки, поддерживать связь с управляющей компанией.

Собственники могут обращаться к нам, если управленцы не выполняют условия договора. Мы сделаем проверку по вашему обращению, и если всё подтвердится, то будем принимать соответствующие меры.

Приходя по жалобе в какой-то дом, часто сталкиваемся с тем, что у людей на руках вообще нет договора управления. Или он есть, но они его даже не читали. В итоге выясняется, что в перечне оговорённых работ вообще нет того, с чем связана жалоба. Как же вы тогда подписывали договор? И чего теперь можете требовать от управляющей организации?

- И уж тем более с неё ничего не потребуешь, если договор не подписан (во Владивостоке в такой ситуации остаётся ещё очень много домов)?

- Именно так. Как говорится, на нет и суда нет - собственники остаются, по сути дела, бесправными. Считаю, даже если выбрать ту же управляющую компанию, которая сейчас работает на доме по агентскому договору с администрацией города, то вы выиграете, поскольку взаимоотношения сразу же кардинально изменятся. А позже, если вас не устроит работа этой компании, сможете провести общее собрание и найти другой, более приемлемый вариант. Может быть, создать ТСЖ – это самый прогрессивный шаг.

Что касается непосредственного управления, то такая форма подходит для домов, где всего несколько квартир. В больших многоэтажках она неэффективна. И наши первые проверки это подтверждают.

- Если проблемы текущего ремонта в домах ещё как-то решаются, поскольку каждый месяц все мы платим по этому тарифу, то с капитальным ремонтом дело обстоит гораздо серьёзнее. Может дойти до того, что за ненадлежащее состояние дома собственников жилья будут штрафовать?

- Не хотелось бы нагнетать ситуацию, но логика развития жилищной реформы именно такая. И уже обсуждаются изменения, которые будут вноситься на этот счёт в Административный кодекс.

Поэтому лучше всего не запускать дом, не откладывать необходимые работы по капремонту неизвестно на какие сроки. Соберите общее собрание, уговорите (увы, часто без этого не обойтись) жильцов нижних этажей, что нужно ремонтировать крышу, а жильцов верхних - что требуется ремонт в подвале, определите цену, соберите с собственников нужную сумму. Или найдите подрядчика, который сделает работы в рассрочку.

Существует ещё один путь – принять участие в федеральной программе по капремонту жилья и получить бюджетное финансирование. Но надо иметь в виду, что Фонд содействия реформированию ЖКХ будет существовать только до 1 января 2012 года. Поэтому, чтобы претендовать на его поддержку, нужно поторопиться.

P.S. Отдел краевого департамента по ЖКХ и топливным ресурсам «Государственная жилищная инспекция» находится по адресу: г. Владивосток, ул. Алеутская, 16, каб. 205. Тел. 22-22-17.

Автор: Надежда БРАЖИНА