Прикоснуться к гению

Камергер Высочайшего двора, почётный блюститель Болдинского училища, вице-губернатор Оренбургской области и внучатый племянник (сын младшего брата) великого русского поэта Александра Пушкина – Лев Анатольевич Пушкин, как известно, умер во Владивостоке уже

5 дек. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2450 от 5 дек. 2008
aa6e670f316cb9612e7c50921633d4fc.jpg


Камергер Высочайшего двора, почётный блюститель Болдинского училища, вице-губернатор Оренбургской области и внучатый племянник (сын младшего брата) великого русского поэта Александра Пушкина – Лев Анатольевич Пушкин, как известно, умер во Владивостоке уже после революции – в 1920 году. И был похоронен на Покровском кладбище.

Место захоронения Льва Анатольевича – единственное, которое в нынешнем Покровском парке найдено почти точно, огорожено и обозначено. Несколько лет назад там поставили чугунную ограду, деревянный крест, сделали табличку. Поставили… и забыли.

Сначала «специалисты-металлисты» унесли цепи ограды, потом и столбики. Закачался на ветру крест, который разного рода развесёлые граждане, обильно употребляющие в парке пиво, расшатывали и пытались повалить… Могила прямого потомка Пушкина стала, по сути, позором и парка, и города…

Сергей Иванов – предприниматель, человек, умеющий считать деньги. Но место захоронения Льва Пушкина он обиходил самостоятельно и за свой счёт. Пару недель назад были закончены работы.


- Я только в прошлом году узнал, - рассказывает Сергей Витальевич, - что в Покровском парке похоронен такой человек. Пошёл, посмотрел, оказалось, что там крест шатается под ветром, само место разорено. Идея привести в порядок родилась ещё тогда, но по ряду причин не получилось. Но мысль в голове засела… И вот однажды еду я на машине от крайбольницы вверх. Вдруг пробило колесо. Уклон – даже если остановился, надо что-то подложить. Стал искать камень. Взял – а это оказалась брусчатка, такая же, какой я собирался выложить место захоронения… Это был мне знак: пора!

Сергей Иванов связался с отцом Александром, утвердил эскиз, получил благословение владыки. И взялся за работу. Руки есть, голова есть, желание есть – что ещё надо?

- Место захоронения я выложил гранитной брусчаткой, - рассказывает Сергей Витальевич, - она ручной работы, когда-то лежала на Светланской, ещё в царские времена, потом была в детском парке, что находился на Фирсова, когда его разрушили и стали строить там боулинг-клуб, хозяева продали брусчатку мне. Кстати, точно из такой же сделана подпорная стена в парке, что чуть ниже могилы… Крест сделал из кедра, укрепил гнездо креста. Посадил багульник и даурский можжевельник. Багульник хорошо приживается и будет цвести, ну обломать ветки, конечно, обломают, ну что ж… От цветов и газона отказался – кто за ними будет ухаживать? В лесу набрал мха, выложил им центр композиции. Получилось без китча, очень благородно. И не требует ухода, и в пейзаж вписалось…

Почему взялся за эту работу? Ну а как же?! Считаю, что городу несказанно повезло, что здесь жил человек, имеющий отношение к Александру Сергеевичу. Этим, наверное, ни один город Дальнего Востока не может похвастать. У меня два собрания сочинений Пушкина – дореволюционное и изданное в сталинские времена. Постоянно перечитываю. Собрал большую библиотеку о самом Пушкине. У меня памятная настольная медаль, выпущенная императорской академией к столетию со дня рождения Пушкина, есть и бюст поэта работы скульптора Дадыкина, автора монумента на Мойке, 12. Возможность прикоснуться к гению выпадает очень редко. Кстати, мне ведь ещё один знак был! Когда всё уже сделал, как раз зашёл в антикварную лавку, а там – пушкинская медаль! Как хочешь это расценивай, но когда ищешь камень под колесо, а попадается брусчатка, а потом – как будто спасибо мне сказали - медаль…

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ