Лишь у любви у нашей села батарейка

Реальный приход зимы во Владивостоке редко совпадает с календарным – у природы свой взгляд на вещи. Но первыми настоящий мороз на своей шкуре ощущают автомобилисты. По странным ритуальным пляскам вокруг машин людей с проводами для «прикурки» в руках сразу

5 дек. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2450 от 5 дек. 2008

Реальный приход зимы во Владивостоке редко совпадает с календарным – у природы свой взгляд на вещи. Но первыми настоящий мороз на своей шкуре ощущают автомобилисты. По странным ритуальным пляскам вокруг машин людей с проводами для «прикурки» в руках сразу понимаешь – зима пришла!

Вялое «ж-ж-ж» при повороте ключа зажигания может изрядно помотать нервы. Пройтись на работу пешком – это даже полезно, но иногда машина подводит в самый «нужный» момент, разрушая важные планы. Не так страшно, если аккумулятор сел вблизи от цивилизации, но вот где-нибудь за городом это может стать серьёзной проблемой.

Чтобы оградить себя от подобных «приятных» моментов, о новом аккумуляторе стоит побеспокоиться заранее. К тому же срок его эксплуатации составляет около трёх лет. Так что, если батарея уже отходила положенное, тянуть с заменой не стоит, даже если при плюсовых температурах она ещё «крутит» нормально, – с похолоданием всё может резко измениться.

Вам крышечки или ехать?

«На минутку» заскочивший в магазин за новым аккумулятором автолюбитель может надолго застрять в раздумьях перед витриной. Неподготовленного человека широчайший выбор запросто поставит в тупик: а какая именно батарея нужна?

Начнём с разделения на обслуживаемые и необслуживаемые аккумуляторы – говоря проще, с крышками наверху и без. Хотя найти обслуживаемые батареи сейчас непросто – практически все производители отказались от их производства. Забавно, но многие автолюбители до сих пор ставят во главу угла наличие этих самых крышечек, планируя в дальнейшем подливать электролит, видимо, ностальгируя по временам своей автомобильной молодости. А некоторые просто не доверяют необслуживаемым батареям – мол, вот выкипит электролит и как его долить? А если разрядится – как заряжать? И вообще, как быть, «случись что»?

Оставим эти предрассудки в прошлом – электролит не выкипит, защита от этого предусмотрена конструкцией крышки аккумулятора. И заряжать его можно без всяких опасений, поскольку есть отверстия для вентиляции. Так что смело берите необслуживаемую батарею – её эксплуатация по удобству очень напоминает использование обычных батареек для пульта от телевизора: поставил и забыл. Отработала свой срок – поменял. А «случись что» - для этого и существует гарантия.

Размер имеет значение

Следующий пункт при выборе батареи – ёмкость. То есть количество энергии, отдаваемое при разряде. Это первое, о чём вас спросит продавец в магазине, – «на сколько» вам нужен аккумулятор. Здесь, в принципе, оправдан подход «чем больше, тем лучше», но с рядом оговорок. Во-первых, с ёмкостью напрямую связан размер батареи – аккумулятор на 90 ампер-часов в большинство легковых машин просто не влезет, это удел грузовиков и джипов. Во-вторых, учитывайте возможности генератора автомобиля – чем меньше объём двигателя, тем слабее, как правило, генератор. Аккумулятор большой ёмкости он будет заряжать очень долго, часто оставляя его недозаряженным, что отрицательно скажется на ресурсе. Поэтому при выборе следует всё-таки ориентироваться на параметры батареи, установленной на машине изначально. В большинстве магазинов есть каталоги производителей аккумуляторов, где указано, какие батареи (в том числе и повышенной ёмкости) можно установить на конкретную модель машины, – не стоит игнорировать рекомендации инженеров.

Кстати, аккумуляторы малой ёмкости обычно идут с более тонкими клеммами – на это тоже нужно обращать внимание.

Помимо ёмкости другой очень важный показатель батареи – пусковой ток. Обычно он указан на этикетке, составляя от 200-300 А у совсем маленьких аккумуляторов и до 1000 А у огромных грузовых. Понятно, что чем больше ток, тем больше шансов завестись в лютый мороз. Хотя при покупке о нём часто забывают, обращая внимание лишь на количество ампер-часов ёмкости. Логично, что чем больше один показатель, тем больше и второй, только вот при одинаковой ёмкости ток у батарей разных производителей может отличаться почти на 100 А! Причина в особенностях конструкции батарей, применяемых материалах, различных технологических находках производителей. Вкупе это и даёт более высокие показатели (хотя нередко отражается и на цене).

Сколько вам лет?

Критическое значение для аккумулятора имеет возраст. Не стоит думать, что, простояв пару лет на складе, батарея подобно коньяку станет лучше. Наоборот, аккумулятор – это почти скоропортящийся продукт. Отсутствие нормальных циклов разряда и заряда негативно сказывается на состоянии электролита и пластин, фактическая ёмкость снижается. Поэтому от покупки батареи старше одного года лучше отказаться. Беда в том, что далеко не все производители пишут дату выпуска в привычном виде – большинство зашифровывают её в специальном коде. В таком случае лучше всего обратиться к продавцу за таблицей по «расшифровке» - вряд ли вам откажут, рискуя потерять клиента. Либо можно попробовать найти такую информацию в Интернете. В этой связи, пожалуй, есть смысл покупать аккумулятор «в сезон», а не заранее – так меньше шансов нарваться на залежалый товар.

Ну а уточнить перед покупкой условия гарантии – это обязательно. Разные производители дают гарантию от одного года до четырёх. Но и считают по-разному – большинство с момента продажи, но некоторые и с даты выпуска батареи, на что тоже стоит обратить внимание.

Заряжай!

Нет ничего проще, чем разрядить даже новый аккумулятор, достаточно, к примеру, забыть вечером потушить фары - и неприятный сюрприз с утра обеспечен. Здесь уже хочешь не хочешь, а придётся просить кого-нибудь «прикурить», даже если вы не курите. Для этого нужны специальные провода-«прикуриватели», которые, по-хоро-шему, всегда должны лежать в багажнике – всякое бывает в пути. Но и здесь есть своя тонкость, причём в самом прямом смысле – провода отличаются по толщине. Замерять сечение и считать сопротивление не придётся – всё уже посчитано производителем, нужно лишь внимательно читать надписи на упаковке. Выбираем провода как раз исходя из параметров установленного на машине аккумулятора, соотнося его ток с током, на который рассчитаны «прикуриватели».

Можно зарядить аккумулятор и в стационарных условиях – в гараже или дома. Но для этого нужно специальное зарядное устройство. Всё очень похоже на зарядку обычного телефона, только немного крупнее. Современные цифровые зарядки сами определяют, сколько энергии нужно дать аккумулятору и как долго его заряжать, – что-либо испортить затруднительно даже полному «чайнику».

Ну а самый удобный и быстрый способ оживить аккумулятор (но, к сожалению, и самый дорогой) – пускозарядное устройство. По сути, это переносная мини-батарея и мини-зарядка в одном флаконе – зарядив его от сети 220 В или от «прикуривателя» автомобиля, устройство можно быстро подсоединить к севшему аккумулятору и завести машину. Цена, правда, сравнима с ценой пары новых аккумуляторов, но польза несомненная.

Да, и не забывайте про жизненную энергию – её тоже надо аккумулировать! Тогда и зима станет чуточку теплее.

Благодарим компанию «Шинтоп» за консультацию при подготовке материала.

Автор: Артём НАДЕИН