Дорогой бензин? Даёшь биотопливо!
Замки повышенной «взломостойкости», биотопливо из морской воды и даже звездолёт – такие инновационные разработки были представлены в ходе первого Тихоокеанского международного инновационного форума. На экспозиции казалось, будто попал в будущее: вот уж то
Замки повышенной «взломостойкости», биотопливо из морской воды и даже звездолёт – такие инновационные разработки были представлены в ходе первого Тихоокеанского международного инновационного форума. На экспозиции казалось, будто попал в будущее: вот уж точно где демонстрировалось подтверждение словам из песни – «Невозможное возможно».
До седовласого инвестора не дожилиОднако все разработки, представленные на форуме (а их более 20), какие-то больше, какие-то меньше по времени, но находятся в поиске инвестора, – чтобы наконец перейти из ранга разработки в полноценный бизнес. Хотя деятели от инноватики всегда подчёркивают, что из 10 проектов, которым посчастливится найти инвестора, только один ожидают успех и прибыльность. В Приморье же и такой 10-процентной статистики не наблюдается, так как не найдутся те 10 проектов, в которые уже реально вложились инвесторы. Как отметил один из участников форума Андрей КОСОЛАПОВ, генеральный директор Тихоокеанской управляющей компании, который входит в Дальневосточную сеть бизнес-ангелов (людей, вкладывающих деньги в венчурные проекты), за границей инвесторы – седовласые пенсионеры, уже заработавшие свои миллионы. Свои вложения они делают больше из простого интереса к жизни, а не из коммерческой выгоды. Они с энтузиазмом берутся за дело, активно участвуют в развитии проекта, общаются с разработчиками и менеджерами. В России же в силу молодости нашей экономики таких людей просто нет. Те малочисленные инвесторы, которые всё-таки находятся, – это активные предприниматели в самом расцвете сил. Естественно, и подходы у зарубежных и российских инвесторов разные. Заокеанские не гнушаются потерями и, в принципе, понимают, что могут прогореть, наши – не готовы вкладывать в неприбыльные проекты, поэтому расчёты в проектах должны быть доскональными, понятными и реальными.
Приморский фундаментализмРазработки же в Приморье больше связаны с фундаментальными исследованиями. Действительно, в нашем крае существует богатая научная база – университеты с большой историей и научным потенциалом, академические институты ДВО РАН.
– В ДВГУ создан тренинг-инкубационный центр Дальневосточного института инновационных технологий, – рассказывает Наталья ВОЕВОДИНА, доцент кафедры управления инновациями, кандидат экономических наук, директор инновационного инкубатора ДВГУ. – Все наши разработки мы собрали в так называемый интеллектуальный банк. Все они сделаны на базе изобретений профессорско-преподавательского состава ДВГУ. Сейчас в банке 11 проектов, но не все они из естественно-научной среды.
Например, для работы в инкубаторе пригласили не только студентов-инноватиков, но, например, и будущих специалистов по связям с общественностью. У них нет никакой разработки как таковой, но они нам помогают в продвижении продуктов. Реальных разработок – восемь. К примеру, одна из них предполагает переработку полиэтилена в различные вещества, вторая, химическая технология – катализ: из морской воды выделяют особым способом кислород и водород. Водород можно использовать как энергоноситель, а кислород используется в косметологии и медицине. Наши химики утверждают, что уникальность технологии в том, что эти элементы можно выделить даже из очень грязной воды, хотя другие технологии делают это только из чистой.
– Рынок новых технологий и разработок – специфичный, – добавляет Наталья Воеводина, – технологии наукоёмкие, поэтому и вливания должны быть долгосрочными. Мы будем искать какой-то особый способ презентации, как говорят сейчас – упаковки проекта для инвестора, чтобы действительно дать понять, что он собой представляет и что это именно долгосрочные инвестиции.
Первопроходцам нелегко…А вот Валерий ЦЫМБАЛЕНКО, генеральный директор научно-исследовательского центра «Акмас», около двух лет пытается «продать» свою технологию «биотопливо», которая предполагает производство топлива на основе 70 процентов морской воды. Кстати, после публикации «В» об этой разработке вокруг неё разразилась настоящая шумиха – про биотопливо снимали сюжеты на телевидении, на Валерия Макаровича вышли зарубежные бизнесмены и учёные… Однако всё это не увенчалось обретением вожделенного инвестора. Странно, ведь сейчас разработки в этой области в почёте во многих странах, импортирующих топливо. По словам Валерия Цымбаленко, его топливо горит, на нём даже работал автомобиль, из выхлопной трубы которого выходил пар.
Но есть, конечно, и местные истории успеха. Они уже становятся хрестоматийными для приморских реалий.
Так, холдинговая компания «Лотос», увлекающаяся в своей деятельности инновационными разработками, взяла «под крыло» проект, который предполагал производство мини-печей. Однако в ходе реализации проекта выяснилось, что в этих печах получается специфичный пиролизный уголь, который имеет большую ценность как товар. Именно это направление и было решено развивать. Такой уголь нужен не просто для приготовления шашлыков на пикнике, но и для коттеджей и домов с каминами. Особый немаркий уголь нужен ресторанам восточной кухни для приготовления блюд на открытом огне. В общем, рынок сбыта был найден. Сегодня объём продаж во Владивостоке, Уссурийске и Находке составляет более 100 тонн угля ежемесячно. Сейчас инвесторы рассматривают возможность выхода на хабаровский рынок и рынок стран АТР.
В чём секрет успеха этого проекта? По мнению специалистов, в грамотном менеджменте. Инвестор подключился к проекту, предоставив грамотных управленцев и организаторов бизнеса. Вообще инновационная сфера остро нуждается в таких людях, именно кадровую нехватку управленцев от инноватики называют основной в этой области. Кстати, сейчас «Лотос» намерен «раскручивать» компанию «Хаси». Предприятие займётся… выпуском деревянных палочек для еды. По мнению представителей компании-инвестора, для такого производства созданы необходимые условия – в России ввели высокие пошлины на экспорт леса-кругляка, а в Китае – на продукцию из древесины. Уже в этом году цена за коробку изделий (такая у палочек единица измерения) поднялась в разы. Вот тебе и инновационный бизнес. Инвесторы уже нашли поставщиков, где можно купить производственные мощности, где их разместить, и, что самое главное, потенциальных покупателей. Сейчас находятся в поиске соинвестора. Оказалось, это сложно. Все говорят примерно так: вы сначала осуществите первую поставку, а потом мы войдём в бизнес. Но тогда ведь это уже не будет иметь никакого значения…
И всё-таки пока инновационная деятельность рассматривается у нас как чудачество, а те, кто её развивает, – как энтузиасты. Потому что примеры её существования – единичны. Однако, если все уверены, что за инновациями будущее, значит, тот, кто был у её истоков, сорвёт большой куш. Тогда всё это чудачеством не покажется. Точно так же, как сегодня пользование телефоном, компьютером и самолётом.
Автор: Татьяна Куликова Анатольевна