Моё трудовое детство
Родился я в 1950 году в семье военного. Жили мы на Эгершельде, улица Верхнепортовая, 39. Большой барак, на 10 семей, стоял чуть ниже ДВВИМУ, сейчас его уже нет. Жили небогато, но весело. В праздники взрослые выносили столы во двор, еду, кто что мог, все н
Родился я в 1950 году в семье военного. Жили мы на Эгершельде, улица Верхнепортовая, 39. Большой барак, на 10 семей, стоял чуть ниже ДВВИМУ, сейчас его уже нет.
Жили небогато, но весело. В праздники взрослые выносили столы во двор, еду, кто что мог, все наряжались, угощались… Дверь в комнату не запирали – подпирали палкой, чтобы мухи не летели. А что там было брать-то, при общей бедности?
Рядом с домом был клуб имени Авраменко, где мы были завсегдатаями на концертах, спектаклях, киносеансах. Недалеко и торговый порт, отец работал там после демобилизации, а мы мальчишками ловили рыбу с пирса и там же купались – вода была очень чистой.
А ещё, бывало, нам сообщали, что пришедшие с путины рыбаки сваливали свежую рыбу прямо на пирс и разрешали брать её. Это была хорошая добавка к столу, ведь семьи были большие – в каждой двое-трое детей. Поэтому к работе привыкали с детства. Иногда ходили на базу перебирать яблоки или бананы – за это нам давали полную сумку фруктов, я был горд, что становлюсь, как и отец, кормильцем семьи! Когда стал постарше, стал на каникулах разносить телеграммы. Помню, на один из первых таких заработков мы с мамой купили мне костюм к школе. Носили домой уголь, рубили дрова, воду таскали на коромысле. Бывало, иду, 12-летний, на коромысле два ведра болтаются, аж сгибаюсь от тяжести… Но, уверен, такая жизнь давала больше, чем сегодняшнее безделье…
В самом конце улицы Верхнепортовой, за Казанским мостом, стоял поворотный кран – он разворачивал паровозы в конце Транссиба. А у берега в воде было кладбище кораблей. Мы, мальчишки, специально узнавали у взрывников, когда будут взрывать и топить корабли, и после взрывов на утлых лодчонках выходили в море, чтобы собрать рыбу. Нас ругали, но не сильно.
Учились мы в филиале школы № 6 – она находилась в красном кирпичном бараке ещё царской постройки на Крестовой сопке у входа в порт. Чтобы сократить путь, мы ныряли под вагоны, что стояли на железной дороге, рискуя при этом ежедневно… Знали бы родители!
Большим событием стало открытие кинотеатра «Вымпел», ведь до этого кино было только в центре – в «Уссури» или «Комсомольце». За то, что мы разносили афиши кинотеатра, нас на сеанс пускали бесплатно. Развлечения у нас тогда вообще были немудрящие: велосипеды сами себе собирали из сломанных, лыжи делали из бочек, потом натирали хозяйственным мылом – и вперёд! Коньки привязывали к обуви верёвками и намертво закрепляли палочкой… И ничего! Отлично играли в хоккей, катались до одури. Летом играли в футбол, городки, лапту и чижика, а ещё – в чику, но не на деньги, которых просто не было, а на пробки от пивных бутылок, которые тщательно расплющивали.
Какое было счастье, когда нашей семье дали «хрущёвку» на Кирова! «Все удобства, - говорила мама. – Как в Москве!». Как мало нам надо было для счастья…
Автор: Виктор ОПАРИН