Зависшие в виртуальности

Компьютерная зависимость – проблема не вчерашнего дня. Она давно обсуждается на форумах, об этом пишут в газетах. И всё выглядело не так уж угрожающе – подумаешь, взрослые люди подсели на игры. Не маленькие уже, должны отдавать себе отчёт - согласитесь и

28 нояб. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2446 от 28 нояб. 2008
99a73ee5262fb9428f255b42b5a43366.jpg


Компьютерная зависимость – проблема не вчерашнего дня. Она давно обсуждается на форумах, об этом пишут в газетах. И всё выглядело не так уж угрожающе – подумаешь, взрослые люди подсели на игры. Не маленькие уже, должны отдавать себе отчёт - согласитесь и вы. А когда в компьютерные сети попадает ребёнок? И он не понимает, что стал игровым наркоманом?

…За окном послышался детский смех. Смех приближался, кто-то нетерпеливо вбежал по ступенькам, тяжёлая чугунная дверь Интернет-кафе хлопнула. В помещение ввалилась толпа подростков. Снимая на ходу одежду и монотонно скандируя: «Играть, играть, играть», они бросились к компьютерам. «Бешеные дети», - заворчали посетители. «Не снесите технику», - закричал администратор. А они, не замечая ничего вокруг, молча уставились в экраны мониторов, дожидаясь, когда им включат их игру. Так я воочию столкнулась с компьютерной зависимостью среди подростков.

Ещё в 80-е годы средства массовой информации предупреждали о возможном буме компьютерных игр. Предупреждения оказались не пустыми - доля увлечённых виртуальностью детей с каждым годом становится всё больше и больше. Всевозможные квесты, стратегии, стрелялки стали хитами продаж, а какой подросток теперь не похвастает своей коллекцией игровых новинок?

Мир разделился. Кто-то скажет, что компьютер облегчает учёбу, помогает ребёнку обогащать внутренний мир, а кто-то брызгает на экран святую воду, призывая высшие силы избавить человечество от этого виновника всех бед… Кто из них прав? Вопрос спорный. Компьютер приносит пользу? Несомненно, если речь идёт о специальных учебных программах, предметных тренажёрах, которые облегчают учёбу. Но только суть проблемы не в этом. Если бы дети не отрывались от этих программ, Россия пополнилась бы новыми вундеркиндами. Но науке дети предпочитают кровавые виртуальные разборки, сложные военные задачи и бесконечные бродилки.

- Серёга, вали его, я тебя подстрахую, - верещал мальчик лет девяти. Он сжал компьютерную мышь.

Сутулый паренёк, по-видимому, Серёга, нервно дёрнулся, его тело устремилось к экрану.

– В какой комнате? - крикнул он страхующему.

- Он за ящиком, - просипел девятилетний, - я захожу с другой стороны.

- Кто меня замочил? – завопил другой играющий. На вид ему нет и восьми.

- Я, - самодовольно выдавил худой подросток за соседним компьютером.

- Серёга, он сзади тебя, - закричал девятилетний. Раздались звуки выстрелов.

В разработке компьютерной игры участвуют психологи. Именно они добавляют жизненность виртуальности, заставляют вникать в ход игры на подсознании. Но не нужно обвинять создателей игры в детской зависимости – не стоит забывать, что это развлечение рассчитано на взрослый досуг. А уж потом в игре «зависли» дети, сделав её своим модным культом.

Кстати, о моде… В большей степени зависимость от игры появляется вследствие чужого влияния, особенно сверстников. Если Миша, Петя, Вася сказали, что играют все, то как же мне не играть?! А потом – поиграл один раз, поиграл второй, вроде интересно, жизненно…

- Ну всё, мне конец, - подытожил Серёга, - ладно, у меня ещё три жизни.

- У тебя пять минут осталось, - заглянул администратор.

- Как? – воскликнул Сергей, - у меня два часа в запасе!

- Ты давно на часы смотрел?!

Сергей судорожно начал рыться в карманах, выгребая всю мелочь.

- Вот, сорок рублей, - счастливо протянул подросток и уткнулся в монитор.

Мир компьютерной игры по-своему притягателен. Ты силён, у тебя есть оружие, деньги, да ещё и несколько жизней. И как после всего этого возвращаться в реальность? Дети делают всё, чтобы продлить время нахождения в сказке, и порой очень болезненно воспринимают свой уход из виртуальности. Зависимые от игры понимают, что в настоящем мире они не так сильны, как хотелось бы, их ждёт жизнь, состоящая из учёбы и скучных будней.

Многие родители ещё не до конца поняли всю опасность зависимости у детей. Почему-то они, не задумываясь, вырывают у ребёнка сигарету, наказывают, когда от него пахнет алкоголем, но спокойно смотрят на опухшие от игры глаза… Они даже не понимают, что это серьёзно. И если бы не невыполненные домашние задания, плохая успеваемость в школе, родители не касались бы этого вопроса.

Евгения, мама Димы (6 лет):
- Пожалуй, именно из-за этого увлечения моего младшего сына и случаются ссоры в нашей семье. Дима обожает компьютерные игры, он может играть без остановки. И если бы не наше с мужем вмешательство в его компьютерное времяпрепровождение, он бы сидел сутками. А ведь он играет с двух лет!

В магазине он игнорирует полку с играми, рассчитанными на его возраст, и подходит к «взрослой». И попробуй только не купить или запретить ему приближаться к компьютеру, он устраивает истерику.

Тамара, мама Дениса (17 лет):
- Такое чувство, что, кроме компьютерных игр и телевизора, моего сына ничто другое не интересует. Перед экраном он забывает обо всём, может сидеть с 8 вечера до 8 утра, поэтому мы с мужем поставили жёсткое ограничение – три часа. Дениса это очень злит, но что поделать – мы же для него стараемся! Из-за компьютера у него уже падает зрение, повысилась утомляемость. Я не хочу к 25 годам получить сына-инвалида.

Михаил, папа Лёши (16 лет):
- А я не вижу проблемы. Какая зависимость, я и сам люблю пострелять вместе с сыном! Мы вместе покупаем компьютерные новинки, вместе ходим в игровые центры. Компьютер сделал нас командой, у меня появилось что-то общее с сыном. И жена довольна – ребёнок дома, в кругу семьи. Он, конечно, не успевает в школе, но как мы можем ему запретить играть?

* * *

Надежда Соболева, психолог:

- За пять лет у меня было девять детей, которым я поставила диагноз «компьютерная зависимость». Все они были мальчиками от 11 до 14 лет и – самое удивительное – из неполных семей.

В результате я пришла к выводу: в основном у таких ребят отсутствуют примеры подражания мужчинам. Они растут, вбирая опыт женского поведения. В 11-15 лет начинают формироваться взаимоотношения с противоположным полом. И к этому возрасту они не знают, как ведут себя мальчики по отношению к девочкам.

Где им взять этот опыт? Если спросить у мамы совета, она скажет, как бы ей хотелось. Мальчик это не поймёт.

Книги тоже не действуют. В основном дети сейчас не читают. Они общаются со сверстниками, а сверстники предлагают другой способ развлечения – это игра. Причём они выбирают конкретно мужскую игру, чтобы состояться самому. Что я мужчина, я это могу.

Но эти игры не учат нормам мужского поведения, они направлены на завоевание и на демонстрацию силы. Пусть это командная игра, но она учит агрессии.

На самом деле наши дети не привыкли играть в команде. В детском саду детей не учат даже элементарным ролевым играм, не занимаются с ними и родители. Абсолютно забыты простые игры на улице.

В трёхлетнем возрасте развиваются коммуникативный навык, первые предпосылки общения. Навык общения со сверстниками не может развиться самостоятельно. Этому нужно учить. Учить нужно в песочнице, строить куличики вместе. Но зачастую родителям удобнее купить игру, чем тратить своё время на детей. А дети как были одни, так и остались. Любой ребёнок начинает искать замену. А потом родители говорят, что у них растут чёрствые дети.

Компьютерная зависимость – зависимость психологического характера. А потому решать её нужно в семье. Проявите неподдельный интерес к занятию своего ребёнка, уважайте его увлечение, ссоры только усугубят проблему. Вы должны стать ребёнку союзником в избавлении от зависимости. Проводите с ним больше времени, покажите ему, что он теряет своей игрой. Ходите чаще гулять, совершайте еженедельный семейный поход в кино, в кафе, заверните по дороге в тир. Не думайте, что тир вернёт ему зависимость, наоборот, он увидит, что чем-то интересным можно заниматься и в реальности. Предложите серьёзно заняться чем-нибудь, записаться в какую-нибудь секцию, может быть, он давно уже мечтает об этом.

Не показывайте, что собираетесь оградить его от компьютера, пусть он сам осознает бесполезность своей игры. Распространённая отговорка: «Вот сделай уроки, а потом играй, сколько влезет». При такой постановке вопроса уроки будут сделаны наспех, толк от этого будет нулевой. Присутствуйте при выполнении домашних заданий, но это не должно выглядеть как контроль. Если он выполнил всё правильно – хвалите, хвалите, как можно чаще. Если нет, то покажите, что не всё можно сделать сразу, многому надо учиться.

Если у вашего ребёнка есть проблемы с учёбой, предложите ему помощь. И не кричите: «Как ты забросил учёбу!». Сохраняйте спокойствие.

Очень важно в этой борьбе с компьютером понять, что ваш ребёнок – не отсталый дурак. Поймите, ваш ребёнок оказался либо жертвой моды, либо у него серьёзные проблемы с утверждением своей личности. Вы его не ругать, а жалеть должны! Но жалость – это ужасное чувство, поэтому просто помогите ему. И начните с себя, ведь это ваш ребёнок, самый прекрасный, самый умный, самый талантливый, самый лучший, самый-самый. Как, ваш ребёнок ещё это не почувствовал?

Автор: Кристина САМУТИНА