Парламентский год близится к кульминации
Сегодня проводится очередное заседание Законодательного собрания Приморского края (ЗС ПК), в повестке которого, состоящей из сорока вопросов, главным является второе чтение бюджетного законопроекта на 2009 год. Второе чтение конкретизирует расходы бюджета
Сегодня проводится очередное заседание Законодательного собрания Приморского края (ЗС ПК), в повестке которого, состоящей из сорока вопросов, главным является второе чтение бюджетного законопроекта на 2009 год. Второе чтение конкретизирует расходы бюджета и является во многом определяющим, поэтому не будет большим преувеличением сказать, что осенний день весь финансовый год кормит. Причём не только кормит, но и лечит, поскольку на этой сессии краевого парламента во втором чтении также рассматривается бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования Приморского края (ТФОМС) на предстоящий год.
Накануне на заседании комитета ЗС ПК по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам депутаты рассмотрели поправки к бюджетному законопроекту, принятому на октябрьской сессии ЗС ПК в первом чтении. Напомним, что основные параметры бюджета составляют 48,8 млрд. рублей по доходам и 51,2 млрд. рублей по расходам при дефиците 2,36 млрд. рублей. При подготовке проекта бюджета ко второму чтению в профильный комитет поступило более 30 поправок от депутатов, губернатора края, профильных комитетов и Контрольно-счётной палаты краевого парламента. Как отметил председатель комитета по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам Галуст АХОЯН, были учтены предложения от депутатов об увеличении расходов по социальным статьям. В частности, 10 миллионов рублей предложено направить на проведение капитального ремонта во Владивостокском госпитале ветеранов войны. Кроме того, комитет рекомендовал дополнительно направить 800 миллионов рублей на ремонт дорог во всех муниципальных образованиях края в рамках закона «О наказах избирателей»: каждому из 20 избирательных округов достанется по 40 миллионов рублей.
Особое внимание депутаты краевого парламента обратили на финансирование целевых программ, в том числе тех, которые в 2009 году исчерпывают своё действие. В частности, депутат Владимир БЕСПАЛОВ предложил обратиться к профильному департаменту краевой администрации с просьбой представить информацию о финансировании мероприятий по защите от наводнений, по обеспечению питьевой водой и по переселению граждан из ветхого жилья. По мнению депутата-коммуниста, программы «Чистое Приморье» и «Сельский дом» также должны продолжить своё действие, что требует включение их в разделы расходных обязательств.
Бюджетные чтения доминируют над всеми остальными вопросами, поскольку практически любой принимаемый краевой закон требует включения его финансирования в проект бюджета. Например, рассмотренный 13 ноября на заседании комитета ЗС ПК по социальной политике и защите прав граждан закон «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края». Изменения, предлагаемые в этот закон, потребуют значительных бюджетных средств, прежде всего из-за увеличения размера ежемесячных денежных выплат для приморских льготников, на котором настаивают депутаты. Сейчас в Приморье эти выплаты получают более 162 тысяч человек. Согласно предложенным поправкам размеры выплат будут увеличены всем льготным категориям граждан. Ветеранам труда и жертвам политических репрессий - с 425 рублей до 545 рублей, труженикам тыла – с 545 до 605 рублей, работникам бюджетной сферы, проживающим в домах с центральным отоплением - с 1210 рублей до 1355 рублей (в случае печного отопления - с 420 до 470 рублей).
Другая сторона проблемы состоит в том, что с 1 января 2009 года планируется заменить социальную поддержку в виде 50-процентной скидки по оплате проезда на общественном транспорте городских и пригородных маршрутов на денежные выплаты. Председатель комитета по социальной политике и защите прав граждан Владимир МАСЛОВСКИЙ считает, что это достаточно спорная мера: «Мы понимаем, что будут существовать некоторые разночтения в части того, что люди в городах более активно пользуются общественным транспортом, а те люди, которые мало пользовались общественным транспортом, чаще всего жители сельской местности, наоборот, получат увеличение. Депутаты на округах хотят познакомиться с конкретными примерами, как эта мера повлияет на уровень жизни».
Кроме того, парламентарии предлагают расширить круг лиц, получающих социальную поддержку, вплоть до включения в их число всех краевых и муниципальных бюджетников, имеющих стаж работы 10 и более лет. «Изменения, которые будут внесены в закон Приморского края «О поддержке льготных категорий граждан», затронут многих приморцев. Планируется, что они станут получать единовременную денежную выплату, размер которой вырастет на 15-16 процентов», - отметил Владимир Масловский.
Один из наиболее острых бюджетных вопросов - формирование бюджетов муниципальных образований, абсолютное большинство которых дотируется из краевого бюджета (то есть за счёт крупнейших городов). Дотации на так называемое выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов из краевого фонда финансовой поддержки в текущем году составили 1 млрд. 604 млн. рублей. Ещё 233,5 миллиона пришлось на бюджеты непосредственно поселений.
Однако, как показало состоявшееся на прошлой неделе расширенное заседание комитета ЗС ПК по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам, куда были приглашены главы городов и районов края, эти средства покрывают далеко не все насущные потребности муниципалитетов. Один из инициаторов этого обсуждения депутат Пётр САВЧУК признал: «Вопрос сбалансированности бюджетов муниципальных образований стоит очень остро. Дефицит составляет на сегодняшний день около 3,9 миллиарда рублей, а дотаций на выравнивание у нас предусмотрено всего 2,2 миллиарда».
Проблема усугубляется изменением в российском законодательстве, вступающем в силу с начала будущего года: будет применяться принципиально новая методика расчётов нормативов отчисления налогов в городах и районах. Конечно, формирование бюджетов муниципальных образований – это полномочие региональной исполнительной власти, но депутаты также обеспокоены, в какую сторону новый подход изменит ситуацию на местах, выиграют ли местные бюджеты при принятии бюджетов на 2009 год? Главы городов и районов Приморья подтвердили, что проекты муниципальных бюджетов на будущий год едва покрывают 50-60 процентов реальных расходов, а в некоторых районах дефицит средств наступит уже к апрелю. Выход из этой ситуации некоторые депутаты ЗС ПК видят в том, чтобы добавить денег муниципальным образованиям за счёт увеличения дефицита краевого бюджета в пределах, позволенных бюджетным законодательством. А в перспективе депутаты намерены разработать единую методику расчётов нормативов для выполнения всех муниципальных полномочий, чтобы ситуация стала более понятной и прозрачной.
Наконец, нельзя не отметить внесённый в повестку сегодняшней сессии сразу в трёх чтениях краевой закон «О внесении изменений в закон «Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых из краевого бюджета». Предполагается, что уже с первого января зарплаты краевых бюджетников увеличатся на семь процентов, а в течение 2009 года увеличение составит в целом до 15 процентов – если не усугубится мировой финансовый кризис, разумеется...
Автор: Александр Карташов Анисимович