Неувядающая красота

Чем дольше зелёные насаждения сохраняют свою декоративность, тем ценнее они для ландшафтного дизайна. Ведь хочется любоваться красотой природы не 2-3 месяца в году, а гораздо больше. Понятно, что с этой точки зрения для нашего климата незаменимы хвойники.

14 нояб. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2438 от 14 нояб. 2008
f0ad3a9bf0124fb46ef3e7483478f12d.jpg

Чем дольше зелёные насаждения сохраняют свою декоративность, тем ценнее они для ландшафтного дизайна. Ведь хочется любоваться красотой природы не 2-3 месяца в году, а гораздо больше. Понятно, что с этой точки зрения для нашего климата незаменимы хвойники. Но есть и другие растения, которые не теряют привлекательности до глубокой осени, а многие и зимой остаются живописными. Насколько широк их ассортимент, мы убедились в питомнике декоративных растений «Лозовый» в пригороде Партизанска.

Семейное дело

Начало ноября, столбик термометра по ночам опускается довольно низко, а в питомнике ещё половодье красок.

Наряден бордоволистный и желтолистный барбарис Тунберга. Когда практически всё уже отцвело, барбарис со своей цветной листвой – вне конкуренции и выходит на первый план. С кустов ещё одной разновидности барбариса Тунберга – зеленолистного – листья уже облетели, но зато все они усыпаны яркими красными ягодами, что не менее декоративно (в отличие от растущего в тайге барбариса амурского эти ягоды горькие, поэтому их не съедают птицы).

Не менее щедро усыпан ягодами, только чёрными, кизильник. Осенью кустарник будто бы отдаёт долги за то, что летом цвёл довольно невзрачно (правда, чаще всего у него определённая задача - создавать плотную зелёную изгородь, и с ней он прекрасно справляется).

Долго «держат удар» холода некоторые виды чая курильского, например Голд-Стар. В начале ноября он ещё с серебристо-зелёной листвой и жёлтыми цветками.

Не потеряли своей привлекательности каменистые горочки. К холодам среди камней вновь буйно разрослась почвопокровная ясколка, не пожухли многие очитки, набрали ярко-малиновый цвет листья бадана.

Всё названное - конечно же только для примера. Показывая свой питомник, Надежда Гороховская уделила внимание многим другим декоративным растениям, с помощью которых можно добиться красочности позднеосенних композиций.

Питомник «Лозовый» – дело семейное. В своё время Гороховские жили во Владивостоке, по выходным ездили на дачу, потому что всю неделю были заняты на работе. Надежда по образованию инженер-кораблестроитель, муж Геннадий – инженер-электрик. Но к природе у Геннадия Алексеевича всегда было трепетное отношение.

- Первые книги, которые появились у нас в доме, когда ещё ничего не было, да и денег тоже, - это «Жизнь животных» и «Жизнь растений», - рассказывает Надежда Петровна. - Сыновья Тимофей и Пётр на них выросли. Как-то муж загорелся идеей развести грецкий орех Идеал. А поскольку наш дачный участок был буквально в зарослях лимонника, актинидии, аралии, я посоветовала ему дать объявление в «Приусадебное хозяйство» и выменять семена Идеала на семена или черенки дальневосточных реликтовых растений. Письма стали приходить сотнями. Вот тогда мы и попробовали заняться черенкованием, выращиванием саженцев. Позже, переехав в Лозовый под Партизанск, где нам очень понравилось, занялись этим делом серьёзно. И сыновья увлеклись. Теперь Тимофей, хоть и получил юридическое образование, главный человек в питомнике – на нём лежит основная работа. Пётр по специальности эколог и занимается ландшафтным дизайном. За посадочным материалом в первую очередь едет конечно же к нам.

- А меня со временем перевели из «генеральных директоров» в консультанты, – улыбается Геннадий Алексеевич. – Но скажу без ложной скромности, что мои теоретические ботанические знания весьма востребованы.

За запахом тайги. И не только

Однако теории Геннадий Гороховский набирается отнюдь не только по книжкам и справочникам. Особенно внимательно начинает копаться в определителях растений после экспедиций по краю, когда находит что-то интересное для себя и надо свериться с данными науки.

В тайгу уходит обычно дней на 10-15. Иногда – один, иногда – с такими же заядлыми походниками. Собственные наблюдения помогают сделать выводы об ареале распространения того или иного растения, найти ответы на многие вопросы, а главное - в очередной раз убедиться, насколько богата местная природа на подсказки ландшафтным дизайнерам.

- В Чугуевском районе обнаружил необыкновенную лиственницу. Формы этого растения бывают разные. Но обычно хвоя лиственницы осенью желтеет, а тут стоит красавица в оранжево-красном наряде. Представляете? - делится своими открытиями Геннадий Алексеевич. - Увидел в природе актинидию коломикта с красными листьями. Влюбился в дуб зубчатый с огромными - со сковородку - листьями. Он пониже, чем известный всем дуб монгольский, покоренастей – точно, как описывал Лев Толстой в «Войне и мире». Шапочка у жёлудя лохматенькая, будто парик. У нас в питомнике подрастают сеянцы дуба зубчатого, выращенные из желудей. Для озеленения южных районов края хорошо использовать это дерево. Своей яркой окраской оно может поспорить осенью с нарядными клёнами.

Геннадий Алексеевич несколько раз поднимался на гору Снежную – одну из самых высоких в Приморье. Первый раз принёс оттуда саженцы можжевельника сибирского, который растёт у нас в природе только на больших высотах. Это низкий морозостойкий кустарник со стелющимися ветвями, длинными и густыми иголками. Два саженца со Снежной уцелели, разрослись, весной не обгорают, что особенно важно. Ведь весенние солнечные ожоги – бич многих культур в Приморье, в том числе хвойных.

- Эффектно смотрится в ландшафтных композициях стройный, как кипарис, можжевельник твёрдый. Его легче сохранить, чем тую?

- У нас родина можжевельника твёрдого. Он встречается в Пограничном и Октябрьском районах, в окрестностях Партизанска. В молодом возрасте растение не выносит затенения, поэтому растёт только на открытых высоких местах. Не любит кислых почв (в посадочную яму нужно обязательно вносить известь-пушонку). На зиму хвоя можжевельника буреет, и эта защитная реакция спасает дерево от обгорания.

- Красивый хвойный кустарник – кедровый стланик, который тоже растёт у нас в высокогорьях. Но почему он так мало используется в озеленении?

- Мы пытаемся развести кедровый стланик. Но это довольно сложно. Чтобы собрать семена, и то приходится проявлять чудеса настойчивости. Шишки находишь, но все они пустые, орехи уже съели грызуны и кедровки. В этом году был невиданный урожай. Я заранее добрался до зарослей стланика, обвязал шишки сеточками. Но даже это не спасло от кедровок – они в клочья разодрали почти все сетки. Не всем нравится, что кедровый стланик первые годы долго «сидит», почти не растёт. А ведь хочется, чтобы посаженный кустарник или дерево быстро пошли в рост.

Открытие за открытием

Одно из любимых растений Геннадия Алексеевича – шлемник байкальский:

- Идёшь в сумерках по тёмной тропинке – и вдруг светится, будто флуоресцирует синее-синее пятно – это шлемник не даёт равнодушно пройти мимо, приглашает полюбоваться его цветением. Мы давно размножаем этот красивый травянистый многолетник.

На горе Чендолаз Геннадий Алексеевич нашёл низкорослый шиповник коротконожковый, цветущий крупными белыми цветами. В другом месте заинтересовался необычными ирисиками – их хочется называть уменьшительно, настолько они миниатюрные. И подобные открытия случаются практически в каждой экспедиции. Богатая приморская природа помогает пополнять коллекцию питомника, отобрать для размножения виды, которые наиболее успешно можно использовать в декоративном озеленении.

Супруги приводят ещё такой пример:

- Часто для живых изгородей ракитник везут с запада, а он у нас вымерзает. Лучше подойдёт для этой цели наша карагана уссурийская. Растение даёт густую корневую поросль, благодаря чему изгородь получалась зелёной снизу доверху, даже у земли не видно стволиков. К слову, ещё в нашей природе встречается карагана низкорослая – не более 20 сантиметров высотой. Идёшь будто по густому ковру.

Отдавая предпочтение исконным дальневосточным видам, Гороховские испытывают также многое из того, что заво-зится в край, выведено селекционерами, модно сейчас в ландшафтном дизайне. Но размножают в итоге только те растения, которые в ходе акклиматизации заслуживают положительную оценку, могут зимовать у нас без укрытия.

Не менее тщательный отбор идёт конечно же и по продолжительности периода, в течение которого растение остаётся декоративным. Всегда хочется, чтобы красота долго-долго не увядала, радовала наш взгляд и грела душу.

Автор: Надежда БРАЖИНА