Аляска, сэр!
Как известно, наше правительство, всерьёз озабоченное тем, что нас, дальневосточников, всё меньше и меньше, приняло специальную программу «По оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом». Так вот за 2008 го
Институт истории, археологии и этнографии ДВО РАН вместе с зарубежными коллегами провёл конференцию по миграционным процессам на российском Дальнем Востоке.
Как известно, наше правительство, всерьёз озабоченное тем, что нас, дальневосточников, всё меньше и меньше, приняло специальную программу «По оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом». Так вот за 2008 год по этой программе в Приморье приехали 19 человек, а в Амурскую область – 10. В то время как каждый год из нашего края уезжает несколько тысяч ( говорят, даже до 15-20 тысяч) местных жителей.
В то же время за полгода к нам приехало «на работу» более 20 тысяч граждан других стран. Как показывает практика, китайские и корейские рабочие уезжают, а вот люди из Узбекистана, Таджикистана, Армении и Азербайджана стремятся здесь осесть. Это более 6 тысяч молодых мужчин и женщин, которые, закрепившись в Приморье, вызывают к себе родственников.
Один из корейских учёных несколько раз переспросил, правильно ли он понял, что «свои «русские», высококвалифицированные люди, из родных мест уезжают, а приезжают в основном «чернорабочие», и потом удивился:
– Вот у нас в Корее, когда нужно заманить и закрепить лучших специалистов, им дают высокую зарплату, квартиры, льготы….
Наши учёные только вздохнули в ответ.
Давайте сами сравним. Вот недавно в США было озвучено предложение: продать Аляску назад «этим русским», потому как хлопотно с ней возиться.
Но тем не менее, желая задержать на Аляске американцев, государство (штат) даёт им существенные льготы. Там самые низкие в стране ставки сборов местных и региональных налогов. Не взимаются подоходный налог и налог с продаж. И самый низкий в Штатах налог на имущество.
Главное богатство Аляски – нефть. И в конституции штата записано, что правительство должно гарантировать, чтобы нефть Аляски «принесла гражданам максимальную пользу». Правительство Аляски направляет 25 процентов нефтяных лицензионных платежей и налогов в специальный фонд, а остальные доходы – в статью обычных бюджетных расходов.
Этот фонд не подконтролен правительству штата, а его акционерами являются все жители. Фонд вкладывает средства от нефти в разные выгодные предприятия. Десять процентов дохода по итогам года идёт на выплату акционерам. Они одинаковые для всех. И каждый житель получает в зависимости от того, насколько удачно фонд поработал, от 800 до 2 000 долларов дивидендов.
Итак, во-первых, правительство штата не принимает никакого участия в расходовании средств фонда. Во-вторых, деньги передаются непосредственно гражданам, которые сами находят им применение.
Экономисты считают, что «макроэкономический эффект для штата в целом достигается за счёт роста покупательной способности». Дивиденды стимулируют развитие местной экономики. Даже если ты на них купил снегоход или слетал на Гавайи.
И знаете, хоть жить на Аляске намного труднее, чем в Приморье, туда не приезжают «трудовые мигранты» – нет безработицы, а свои за свою работу держатся.
Автор: Андрей Калачинский