Китайский лекарь видит всё как на ладони
Приезжая в Китай, жители Приморья как с корабля на бал стараются быстрее попасть к какому-нибудь народному лекарю. Не то экзотика привлекает, не то дешевизна, а может быть, извечная наша вера в сказку – подержат тебя за руку и всю правду расскажут. В ближ
Приезжая в Китай, жители Приморья как с корабля на бал стараются быстрее попасть к какому-нибудь народному лекарю. Не то экзотика привлекает, не то дешевизна, а может быть, извечная наша вера в сказку – подержат тебя за руку и всю правду расскажут.
В ближайшем к нам Суйфэньхэ туристы чаще всего стремятся побывать у Саши. Его настоящее имя - СУНЬ Чанхэ. На визитке написано, что он – главный врач Пекинской клиники китайской медицины. Опять же – Восток… Не поймёшь, в самом ли деле главный, а может, единственный в этой больнице. Но не в этом суть, а в том, что Саша определяет причину недомогания буквально за считанные минуты. Недавно он приезжал во Владивосток, и корреспонденту «В» удалось взять интервью у этого популярного среди русских медика.
Поймать Сашу, приехавшего в наш город в качестве туриста, удалось, когда вместе со своей переводчицей Асей он вышел из Покровского собора. Оба были переполнены впечатлениями, говорили о красоте храма, о замечательном Владивостоке, о людях, которые показались им очень добрыми. Потом мы напросились в маленький кабинет одного из ближайших офисов, и Саша сразу надел белый халат – ну, не может он без униформы даже говорить о своей профессии.
Как оказалось, Сунь Чанхэ – врач в шестом поколении. Его далёкий предок СУНЬ Чжунчэн ещё в 1738 году создал в Пекине лечебницу, которая впоследствии получила звание больницы высокой морали. Отец, который сейчас преподаёт в Пекинском университете, начал обучать Сашу основам народной медицины, когда мальчику было всего 14 лет. Потом были долгие годы учёбы в университетах: в Шандуньском, в Харбинском, в Пекинском. Наконец, поднакопив опыта, решил открыть свою клинику в Суйфэньхэ. Он часто публикует статьи в специализированных журналах, получил за них несколько премий.
Понятно, что поставить диагноз за пять минут, всего лишь прислушиваясь к пульсу пациента, задача непростая. Но, может быть, ему, как любому опытному врачу, даёт определённые подсказки и внешний вид больного? Саша согласен – без этого не обойтись. Он изображает над переносицей условный треугольник – говорит, что здесь видны все проблемы с печенью, а, к примеру, в глазах отражаются почки. Затем берёт лист бумаги и рисует язык. Расчертив его, показывает: вот сердце, желудок, почки, печень… Уверяет, что видно всё как на ладони. Получается, что Саша мысленно воспроизводит картину человеческого «нутра», не прибегая к помощи сложной аппаратуры и всевозможных анализов. Переводчица Ася пытается растолковать популярно: «Иногда европейский врач смотрит ЭКГ и не находит болезни, а человеку плохо. Врач же народной китайской медицины видит, что болен именно этот орган. Он начинает лечить не болезнь, а сам орган». Главное, как я поняла, такому лекарю удаётся просканировать человека, просто рассматривая его и прислушиваясь к пульсу. Врач уточняет: «Смотреть, нюхать, спрашивать, щупать – вот четыре части диагностики».
Лечение, естественно, тоже разное. Китайцы стараются найти гармонию между инь и янь. Если они одинаковы по силе, человек здоров. К этому и необходимо стремиться. Помогают же медику экзотические лекарства, изготовленные из растений, костей, рогов животных, чешуи рыб, панциря черепахи... А можно ли научить европейца таким премудростям? Саша подыскивает слова – похоже, старается никого не обидеть. «Понимаете, - говорит он, - это чрезвычайно сложно потому, что нужно жить в этой среде, знать обычаи, традиции китайцев, вести такой же образ жизни. Нужно с детства впитывать атмосферу народной медицины, собирать травы, учиться слышать пульс… И нужна очень долгая практика». Слушая его, я вспоминала, как пару лет назад один из владивостокских медиков уверял меня, что овладеть диагностикой по пульсу ему помогла годовая специализация в Китае. Тем не менее, если европеец вряд ли сможет стать хорошим специалистом по китайской медицине, может быть, и китаец не сможет полноценно лечить европейца? Саша рассмеялся: «Внутри все люди одинаковые».
Всё это, безусловно, интересно, но мне доводилось слышать от самих китайцев, что они предпочитают обращаться к врачам, пользующимся европейскими методами. Почему? «Это просто объясняется, - говорит Саша. – Когда необходимо помочь пациенту срочно, действительно предпочтительнее европейская медицина. Народная действует медленнее. Однако после быстрого лечения болезнь нередко возвращается, а после нашего – орган будет здоров навсегда».
Саша любит повторять: «Китайская медицина лечит корень, то есть сущность, а европейская – листья, то есть поверхность». Так что, может, и правы наши земляки, которые, приезжая в Китай, стремятся узнать о своей «сущности».
Он приехал в наш город как турист. Легко бегает по сопкам, ведь много занимается спортом, увлекается ушу. С восхищением замирает в красивых местах – любит рисовать природу, поэтому старается многое запомнить, чтобы потом воспроизвести это на бумаге или шёлке. А ещё он мечтатель. Говорит: «Так хотелось бы пожить немного во Владивостоке и организовать для ваших детей курсы рисования, научить их китайской манере письма. Взаимопроникновение культур порождает необычные образы».
Вот такой он – Сунь Чанхэ (Саша), народный лекарь с университетским образованием, спортсмен, художник. В общем, современный человек, который, с одной стороны, очень отличается от нас, с другой – совершенно такой же, просто любящий жизнь.
Автор: Ирина Назарова