Лик России на парусах дружбы
В порту города Хамада (столице префектуры Симанэ, с которой, как известно, у Приморского края побратимские отношения) стояла очередь – очень японская очередь, вежливая и тихая. Дети, подростки, мужчины, женщины, старики – все они пришли взглянуть на припл
В порту города Хамада (столице префектуры Симанэ, с которой, как известно, у Приморского края побратимские отношения) стояла очередь – очень японская очередь, вежливая и тихая.
Дети, подростки, мужчины, женщины, старики – все они пришли взглянуть на приплывший к ним кусочек России. На парусник «Надежда», который этой осенью побывал в Хамаде и городе Йосу (Южная Корея) как посланник дружбы.
- Когда я видела, как «Надежда» стоит на рейде, - рассказывает Елена Девятова, помощник капитана парусно-учебного судна «Надежда» по учебно-воспитательной работе, организатор и координатор проекта «Паруса дружбы», - у меня просто сердце ныло: почему это судно стоит и никуда не ходит? В мире так мало тол-шипов (буквально – высоких кораблей, парусников с высокими мачтами), не больше 30, и два из них – во Владивостоке! Они должны выходить в море! Вот так и родилась идея сделать рейс, который совместил бы курсантскую практику с народной дипломатией, дружбой народов, укреплением отношений между Приморьем, Владивостоком и нашими азиатскими соседями…
Рейс «Паруса дружбы» стал проектом, в осуществлении которого приняли участие японские и корейские коллеги, представители Японского центра, Морского университета, Морского собрания Владивостока, а 60 курсантов четвёртого курса судоводительского факультета МГУ - послами доброй воли, лицом России на чужих берегах…
Кричали японцы «ура!»В Хамаде и Йосу «Надежда» имела режим наибольшего благоприятствования. В Японии есть два барка, сопоставимых по размерам с «Седовым» и «Крузенштерном», но в Хамаду эти тол-шипы никогда не заходили. И потому «Надежда» вызвала фурор…
- Я прошлась по музею МГУ, - рассказывает Елена Девятова, - увидела фото, на котором экипаж «Надежды» снят вместе с Владимиром Путиным. Оно украсило кают-компанию так же, как фото «Надежды» на фоне мыса Горн. Мне было очень важно, чтобы и экипаж парусника в первую очередь, и гости понимали – этому судну есть чем гордиться!
Взяла стенд, рассказывающий об Анне Щетининой, - пусть о первой женщине-капитане узнают за границей! Приморская картинная галерея предоставила нам 60 детских рисунков из своих фондов – для организации выставки на палубе «Надежды». 20 рисунков мы подарили музею всемирного детского творчества, который находится в Хамаде. ТИНРО-центр передал послание океанариуму «Аквас», в котором живут наши белухи, мы их видели – отлично себя чувствуют, показывают массу трюков! Нашли спонсоров, выделивших свою продукцию, которой мы угощали наших гостей… Курсанты выучили песню на японском «Сакура» и поставили залихватский танец «Яблочко» – и нам кричали: «Браво, русские!». Устроили для жителей Хамады шоу – показали, как парусник стартует с места. Прямо от пирса! Да ещё под музыку «Покорение рая» греческого композитора Евангелоса Папатанассиу, больше известного под псевдонимом Vangelis. У зрителей слёзы были на глазах! Видели бы вы, что творилось, когда, заходя в порт, мы кричали: «Здравствуй, Хамада! Россия! Ура!». На судно стояла очередь – все хотели побывать на палубе, в кают-компании…
А главное – мы привезли с собой официальные именные приветственные адреса от мэра Владивостока Игоря Пушкарёва. Мы действительно были чем-то много большим, чем просто зашедшим в порт судном.
«Надежда» - вторая после президентаРазумеется, всю программу «Надежда» повторила и в Йосу. Как раз в это время там проходил всекорейский спортивный фестиваль, по сути – корейская олимпиада. Лично президент страны приехал на открытие. И несмотря на это, мэр города нашёл время не просто для протокольного визита на русский парусник, а для большой серьёзной встречи…
- Корейцы вообще, между прочим, не имеют собственных тол-шипов, но тем не менее проводят парусный фестиваль, - говорит Елена Ивановна. - Йосу – особый для Кореи город. Его многое роднит с Владивостоком. В 2012 году там будет проходить международная выставка «ЭКСПО». Город долго бился за это право, сегодня вовсю идёт подготовка, парусный фестиваль станет одной из составляющих программы выставки. В Йосу расположены несколько крупных – по мировым масштабам – предприятий. Например, второй в мире по мощности нефтеперегонный завод. При этом город удивительно чистый, красивый, курсанты, которые были на экскурсии на одном из крупнейших в мире заводов по производству пластмассы и полимеров, который тоже расположен в Йосу, не поверили, что хрустальной чистоты реки, бегущие с сопок к этому заводу, - настоящие… Йосу – город, расположенный на 360 островах. Представляете, сколько там мостов?
Между прочим, получив приветственный адрес от мэра Владивостока, администрация Йосу всерьёз задумалась об установлении побратимских связей с Владивостоком. В этом городе есть университет, в котором существует морское отделение, они готовят специалистов нескольких морских специальностей. Курсанты, разумеется, стали общаться – наши и этого вуза, причём языковой барьер как-то сам собой испарился. Были и спортивные встречи, и нашего флотского обеда они отведали, угостив в ответ национальной кухней. Зародилась даже мысль о том, чтобы организовать совместную практику на «Надежде»… Когда ты приходишь к людям с миром и открытой душой, то и они к тебе так же…
Парус объединяет мирРейс «Паруса дружбы» был настолько эффективным, имел такие отклики, что наверняка подобная практика будет продолжена. Во всяком случае, желание корейской и японской сторон было выражено абсолютно точно: «Мы ждём вас снова!».
- Что рождается во время таких вот визитов? Не только дружеские связи между городами, отнюдь. Не менее важно то понимание миссии, которая появилась у курсантов «Надежды». Я говорила им те 10 дней, что мы были в море и готовили парусник, прежде чем зайти в Хамаду, - говорит Елена Девятова, - повторяла постоянно: хотите вы того или нет, вы - лицо России. Молодое, красивое. И если у вас руки в карманах, из уст – мат, что о вас подумают японцы и корейцы? И ребята, отдам им должное, были действительно на высоте! Достойно представляли Россию будущие командиры российского флота.
Парусный флот – огромный ресурс для поднятия престижа морской профессии в нашей стране. Люди, однажды поднявшиеся на борт парусника, влюбляются в эту силу… В фирмах, продающих туры на такие суда, путёвки расписаны на три года вперёд, причём стоимость тура вовсе не дешёвая – около 9 тысяч евро.
Россия – единственная в мире страна, у которой есть пять парусников, и два из них – во Владивостоке. Не понимаю, почему они не стоят на самом видном месте у причала – ведь любой турист прибежит сфотографироваться на их фоне. Впереди саммит АТЭС – если и во время этого события «Надежда» и «Паллада» будут болтаться на внешнем рейде или на закрытом причале, значит, отвечающие за подготовку чиновники просто ничего не понимают…
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ