Высокие технологии для ЖКХ. Трубы можно прокладывать хирургическим способом

Для того чтобы проложить или заменить трубы, во Владивостоке, как и в других приморских городах, непременно вскрывают асфальт. Трата огромных бюджетных средств, образовавшиеся из-за этого пробки и то, что люди месяцами не могут ходить по привычным маршрут

29 окт. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2429 от 29 окт. 2008
a3d94ab946e5a360931e87f753af8373.jpg

Для того чтобы проложить или заменить трубы, во Владивостоке, как и в других приморских городах, непременно вскрывают асфальт. Трата огромных бюджетных средств, образовавшиеся из-за этого пробки и то, что люди месяцами не могут ходить по привычным маршрутам, все уже воспринимают нормально. Но во многих городах России, успевших перенять передовой зарубежный опыт, давно научились менять и прокладывать трубы, не вскрывая асфальт и не подключая к работам экскаваторы, что приводит в конечном счёте к экономии и большему удобству.

Операция на трубах

В редакцию «В» обратился директор владивостокского филиала фирмы, занимающейся новыми технологиями в сфере ЖКХ. Иван ПЕТРАКОВ рассказал, что существует специальная технология, которая позволяет выполнять 90 процентов работ по прокладке труб под землёй. При этом не образуется завалов грунта, который строители не убирают месяцами.

Такие технологии он предлагал взять на вооружение администрациям муниципальных образований и края, но заинтересованности пока не нашёл.

Технология горизонтально-направленного бурения впервые была внедрена в США в 1971 году. С её помощью проложили трубопровод протяжённостью 231 метр. А суть её в следующем: на одном конце трубопровода ставится установка, на другом конце готовятся трубы. По рассчитанному маршруту происходит бурение. В скважину протягиваются трубы. Точность работ – плюс-минус 10 сантиметров.

Причём процесс проходит быстро – до 100 метров можно проложить за одну смену.

С заменой немного сложнее. Есть два способа. Можно втягивать в уже существующие трубы новые, но для Владивостока это бессмысленно – город растёт, диаметр и количество труб должны увеличиваться. Есть другой вариант: старые трубы под землёй разрушают, вдавливают в землю и взамен кладут новые.

Оборудование позволяет прокладывать трубы диаметром до полутора метров на глубину до 20 метров и на расстояние до двух километров.

- Эти установки экономически выгодны, а в некоторых ситуациях незаменимы. В Приморье идёт нефтепровод, будут вести газопровод, у нас много маленьких речек, куда идет рыба на нерест. Пустить траншею – значит погубить реку, - говорит Иван Петраков.

От новых технологий отмахнулись?

Если эта технология такая хорошая, почему её до сих пор не применяют? Ответ прост: оборудование стоит очень дорого. Самая продаваемая установка (на неё приходится около 70 процентов продаж в России) стоит около 750 тысяч долларов. В целом стоимость новых установок от десятков тысяч до трёх миллионов долларов. Кроме оборудования для прокладки труб есть ещё траншеекопатели и измельчители сучьев. Кстати, последние приобрели в Уссурийске. Стоит такой агрегат 20 тысяч долларов .

- Прошлой осенью рано выпал снег, поломал много веток. Они не убраны в некоторых местах до сих пор. Если бы в городе были «пожиратели сучьев», проблему устранили бы быстро, - говорит Иван Михайлович.

Он считает, что во Владивостоке никто не интересуется этим оборудованием не только из-за дороговизны. Дело ещё и в менталитете.

Когда начинали строить тоннель на фуникулёре, наткнулись на скалу. Иван Михайлович пытался довести до сведения строителей, что есть машины, которые специально созданы для работы с горными породами в тех условиях, где нельзя проводить взрывы.

- Меня поразило то, что специалисты, профессионалы даже не захотели ознакомиться с технологией. Мне сказали: «Мы видели эти установки, когда их везли из Японии. Нам они не подходят». Но как они могли их видеть? В России такая машина одна, она применялась при строительстве аэропорта в Геленджике. Через Японию её не могли везти, их производят в США и адаптируют для России в Германии. Я бы понял, если бы мне ответили, что моё предложение не подходит из-за характеристик оборудования. Но от меня просто отмахнулись! – возмущается Иван Петраков.

Иван Михайлович считает, что если появилась новая технология, не имеет смысла менять трубы «дедовскими» способами. Он даже был в службах, которые выдают ордера на проведение землеройных работ, с предложением запретить прокладывать трубы с использованием экскаватора. Его идеи не нашли поддержки.

Комментарий специалиста

Заместитель начальника управления содержания жилья, жилищного фонда и городских территорий администрации города Владивостока Владимир ХУДИН:

- Напрасно администрации обвиняют в том, что мы противимся новым технологиям. Мы не против новшеств, а за. Только вот согласно федеральному закону №131 закупкой нового оборудования должны заниматься хозяйствующие субъекты, то есть водоканал, тепловые сети и т.д. Муниципальные образования не являются хозяйствующими субъектами. Поэтому Ивану Петракову могу посоветовать обратиться в организации, которые занимаются прокладкой труб. Провести презентацию, доказать, что его установки имеют преимущества.

Кстати, технология не так уж и нова. Похожим методом пользовался водоканал. Что-то подобное было и у тепловых сетей. Если Иван Петраков обращался со своими предложениями в компании и ему отказали, возможно, он слишком дорого запросил за оборудование. Может быть, метод, который он предлагает, окупится очень не скоро. К тому же во Владивостоке распространена так называемая точечная застройка. Город пронизан различными коммуникациями и инженерными сетями. При использовании метода проколов надо очень тщательно изучать инженерные сети, проложенные в микрорайонах. Вероятно, страх испортить коммуникации мешает хозяйствующим субъектам приобрести установки.