Театр Тихоокеанского флота – 75 лет на вахте

Давно известно, какой притягательной силой обладают старые документы. В кабинете главного режиссёра театра Тихоокеанского флота Станислава МАЛЬЦЕВА на стене, как уважаемый раритет, висит в рамочке под стеклом пожелтевшая от времени и, наверное, ломкая

28 окт. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2428 от 28 окт. 2008
ba9e162e35e475c896bf43093cc51e16.jpg


Давно известно, какой притягательной силой обладают старые документы. В кабинете главного режиссёра театра Тихоокеанского флота Станислава МАЛЬЦЕВА на стене, как уважаемый раритет, висит в рамочке под стеклом пожелтевшая от времени и, наверное, ломкая газета (естественно, часть её) с приказом № 167 от 2О октября 1933 года.

Вот выписка из этого замечательного документа:

«1. Для улучшения работы окружных театров Красной армии разрешается политуправлениям укомплектовать театры военнообязанными работниками искусств, проходящими службу в рядах РККА.

2. В целях культурного воспитания и организации культурного отдыха красноармейцев и начсостава разрешается политуправлениям сформировать из военнообязанных призывников работников искусств (режиссёров, актёров, музыкантов, художников) театр Красной армии».

Приказ подписал заместитель Народного комиссара по военным и морским делам ТУХАЧЕВСКИЙ.

Боевая единица

Это было 75 лет тому назад. Человеческая жизнь вмещает за три четверти века огромное количество событий, радостей и печалей. Что уж говорить о творческом коллективе, тем более «военного» театра, в котором за десятилетия сменились сотни актёров, десятки режиссёров, художников и т.д. Наверное, и названия всех спектаклей, шедших на сцене, не сохранились. Хотя слово «сцена» здесь более чем условно. Потому что от начала 30-х и поныне подмостками театру флота служили палубы кораблей, грузовики с откинутыми бортами, крошечные сцены клубов дальних гарнизонов. А уж концертные бригады театра проникали в самые-самые богом и людьми забытые места, где служили воины-тихоокеанцы. Опять выписка из старого документа: «В 1938 году политуправление флота направило коллектив в район боевых действий у озера Хасан. Здесь в перерывах между боями солдаты и офицеры смотрели концертную программу театра – это давало им новые силы, вдохновляло на новые подвиги».

Впрочем, как истинно боевая единица флота, театр всегда там, где его главный зритель. Так, 8 августа 1945 года, в день премьеры «Последней жертвы» ОСТРОВСКОГО, было объявлено о вступлении в войну с Японией. И 9 августа в 5 утра концертная бригада театра выехала в авиационные части флота, где давала по три-четыре концерта в день, а ещё одну бригаду отправили в Корею. В бухту у города Сейсин артисты входили, когда ещё шли бои на окраине города. И сразу дали концерт для бойцов-десантников.

Более двух десятков работников театра были удостоены боевых наград. Между прочим, среди награждённых опять же на старой пожелтевшей странице газеты «Боевая вахта» можно прочесть нынче известную многим фамилию руководителя Петербургского мюзик-холла, а тогда лейтенанта – артиста Ильи РАХЛИНА.

…А я знаю этот театр с 1953 года. Не просто знаю. У меня к театру ТОФ родственные чувства. В нём около 10 лет проработали мои замечательные родители. Мама Лидия БУЛАТОВА была очень хорошей характерной актрисой, она внутренне преображалась на сцене, при этом обожала менять внешность. А многие из спектаклей поставил в театре флота мой папа режиссёр Яков ВАЙСБЕРГ, человек тонкого ума, остроумный, интеллигентный, образованный. Тогда в театре служили их многолетние друзья, с которыми до этого работали во многих городах: главный режиссёр театра Евгений САХАРОВ и его очаровательная жена, красавица-героиня Маргарита ВЯЧЕСЛАВОВА.

Тогда же, в 53-м году в который уже раз театр выехал на гастроли в Китай, в Порт-Артур и порт Дальний, играть спектакли на базах и в гарнизонах флота. Благодаря этим гастролям костюмерные, бутафорские цеха театра флота были в те далёкие годы по богатству сравнимы, наверное, с самыми прославленными театрами Отечества. Это позволяло коллективу ставить грандиозные костюмные спектакли.

Возглавляли театр яркие интересные люди, игрался солидный репертуар – всё это в 50-х годах делало коллектив весьма заметным в театральном Владивостоке. А многих актёров, наверное, привлекали заработки (многочисленные гастроли, выезды за рубеж), возможность прилично одеться. Я помню красавца-героя, высокого и стройного Василия КАМКИНА, умную и тонкую Веру КАЗАКОВУ, мощного характерного актёра Алексея КРЮКОВА, трепетно трогательного Симу ЕГОРОВА, импозантную, холодную, отличающуюся поистине аристократической красотой Антонину ОКУНЕВУ… Не помню уж, каким ветром занесло в театр из Москвы темпераментного, статного, этакого русского богатыря Алексея БЛАГОВЕСТОВА, который только что снялся в роли Степана Астахова – мужа Аксиньи в герасимовском «Тихом Доне»…

Возродившийся из пепла

И вдруг – на пике популярности – какому-то не очень умному флотскому начальнику пришла мысль перевести в 1956 году коллектив в маленький город Советская Гавань. Из прежнего мощного состава труппы приехали всего 15 человек…

Помню богом и людьми забытый посёлок Заветы Ильича в Совгавани, комнату мамы с папой в коммуналке, помню небольшой поселковый клуб, где вечерами или крутили кино, или театр мужественно играл серьёзный репертуар на крошечной сцене…

Это были мучительно тяжёлые сезоны, когда коллектив терял лучших актёров и постепенно в репертуаре оставались незначительные пьесы с минимальным количеством действующих лиц.

Шли годы, и потом снова был родной Владивосток, куда тогдашний главный режиссёр Валентин СВИРИДОВ привёз нескольких артистов, и в их руках было всего несколько чемоданов со всем театральным имуществом. 11 июня 1996 года на площадке Дома офицеров прошла премьера драмы Валентина ПИКУЛЯ «Крейсера», играли почти все выпускники театрального факультета курса Александра ЗАПОРОЖЦА из института искусств. И до сих пор ядро труппы – это они, ставшие настоящими мастерами крепкие актёры – Юлия БЕЛАШ, Татьяна ЗАРЮТА, Сергей ГОНЧАРОВ, Сергей КАШУЦКИЙ, Роман КОЛОТУХИН, Александра ПРЯХА. Вообще труппа театра флота остаётся одной из самых молодых в стране, средний возраст актёров – около 30 лет. Да и режиссёры, возглавляющие коллектив, молоды и энергичны. Это покинувший театр Андрей БАЖИН и нынешний руководитель Станислав МАЛЬЦЕВ.

И по-прежнему в репертуаре преобладают масштабные постановки, которые всегда были в традициях коллектива, есть среди них, на мой вкус, замечательные спектакли, такие как «Билокси-блюз», «Женитьба», «Игроки», «А зори здесь тихие», «Дураки на периферии». В прошедшем сезоне спектакль о сложностях современной армии «Чморик» завоевал третье место на международном театральном форуме «Золотой Витязь» в Москве, и постановочный коллектив привёз «Бронзового Витязя», полученного в награду. И по-прежнему ждут и радуются театру в отдалённых гарнизонах и частях.

Увы, по-прежнему, через 75 лет, театр не имеет своего дома, своего здания. Помню, как на 70-летие тогдашний командующий Тихоокеанским флотом обещал передать театру помещение Матросского клуба. Прошло 5 лет, в Матросском клубе появились приличная малая сцена, несколько административных кабинетов, костюмерно-пошивочный цех. Пока всё… Театр – организм хрупкий, ему нужны забота, внимание, тем более что он поистине одна из боевых единиц флота. Аплодирую вам и люблю.

~~Любить жизнь!
23 и 24 октября спектаклем «Из хаоса» драматический театр ТОФ открыл юбилейный сезон. Накануне события главный режиссёр театра Станислав МАЛЬЦЕВ рассказал о планах коллектива на ближайшее время:

– К новому году поставим необычную сказку. Была давнишняя мечта – приблизиться к русскому фольклорному театру. Как-то неправильно получалось: у итальянцев дель арте сохранился, у японцев – кабуки, а мы что же? И вот готовим не банальный детский утренник, а представление… Когда-то на Рождество, на Новый год все собирались в избе и слушали сказки, что-то разыгрывали. Вот такую «избу» мы и сделаем, и дети-зрители будут втянуты в действие. Ставить всё это будет Сергей МАКАРКИН.

Будет у нас и ещё один приглашённый режиссёр – Константин КУЧИКИН, нынешний художественный руководитель Хабаровского ТЮЗа. Недавно этот театр приезжал с гастролями во Владивосток, мне очень понравилось, как они работают. Что будет поставлено? Что-то ретро, АРБУЗОВ, ВОЛОДИН, АМПИЛОВ – посмотрим…

Почему сегодня возвращаются к ретродраматургии? Потому что она рассматривала жизнь простого человека глубоко – внутрисемейные конфликты, социальные – сегодня этого не хватает категорически современной драматургии. Кроме того, советские пьесы позитивны, они во имя чего-то… В современных пьесах сверхзадача обнаруживается далеко не всегда. Но встречаются и приятные исключения.

Например, пьеса Александра МОРДАНЯ «Неприличное название», которая и будет поставлена в новом сезоне. Это современный молодой автор, в пьесе о провинциальном театре пять замечательных женских ролей. Пьеса непростая и многожанровая.

Наш театр стоит особняком, потому что мы – флотские, но для зрителя-то мы вневедомственные, так сказать, и наша задача – несмотря ни на какие проблемы, работать, воплощая в жизнь девиз моего учителя Андрея ГОНЧАРОВА: «О человеке, через человека, для человека».
Любовь БЕРЧАНСКАЯ, «Владивосток»~~

Автор: Искренне ваша Галина ОСТРОВСКАЯ