«Волшебная флейта» - финал или начало?
Собственно, главный дирижёр Тихоокеанского симфонического оркестра заслуженный артист России Михаил Аркадьев на этот вопрос безусловно отвечает: «Да!». И добавляет: «Музыкальные ресурсы у нас есть. Вот бы ещё финансовых…»
Собственно, главный дирижёр Тихоокеанского симфонического оркестра заслуженный артист России Михаил Аркадьев на этот вопрос безусловно отвечает: «Да!». И добавляет: «Музыкальные ресурсы у нас есть. Вот бы ещё финансовых…».
Как опера стала концертомО том, что нынешней осенью во Владивостоке в рамках традиционных Дней немецкой культуры состоится премьера оперы Моцарта «Волшебная флейта», которую общими силами создадут академия искусств, симфонический оркестр Тихоокеанского флота и государственная опера города Штутгарта, «В» писал ещё в прошлом году. Этого события ждали. Оно должно – и могло! – показать, что театр оперы и балета во Владивостоке будет востребован, что есть и зритель, и силы, которые могли бы его наполнить…
И вот – звуки «Волшебной флейты» во Владивостоке услышат. Но не в том объёме, в каком мечталось…
1 ноября в Большом зале Приморской филармонии состоится концерт, участие в котором примет всемирно известная певица Катриона Смит, солистка Штутгартской оперы. Она исполнит несколько арий и ансамблей из «Волшебной флейты», прозвучат также арии из опер Верди, Пуччини (программу предложила Катриона Смит)…
- Я всю жизнь мечтал поставить «Волшебную флейту», - говорит Михаил Аркадьев. - И когда ко мне обратился Петер Шварц (этот энтузиаст и большой патриот Владивостока, уже организовавший в 2005 году Дни Штутгартской оперы в краевом центре, стал опорой проекта «Волшебная флейта»), я сразу же пошёл ему навстречу. Обожаю эту музыку! Собственно говоря, оркестр – с любезного приглашения пастора Манфреда Брокмана, с чьей лёгкой руки и стали во Владивостоке проводиться регулярно Дни немецкой культуры, - в любом случае принял бы участие в этом мероприятии: мы готовим концерт «Великие пятые», который состоится 3 ноября и на котором прозвучат Пятая симфония Бетховена и Пятая симфония Шостаковича, а также концерт Баха для двух скрипок с оркестром. Мы решили, что, хотя финансов для постановки полноценной оперы на этот раз найти не удалось, наш концерт станет эдаким первым кирпичиком, который мы заложим в основание оперного будущего Владивостока. «Волшебная флейта» - из тех опер, которые одинаково нравятся как детям, так и взрослым, она может привлечь очень разновозрастную аудиторию.
Дни немецкой культуры в этом году во Владивостоке обещают быть весьма солидными. Ожидается приезд высоких гостей из посольства Германии в России, а также председателя германо-российского форума Эрнста-Йорга фон Штудница. Заметим, что Катриона Смит уже приезжала в 2005 году во Владивосток – исполнила здесь отрывки из оперы Генделя «Альцина». И с энтузиазмом согласилась принять участие в новом проекте «Волшебная флейта», который мог бы стать первой ласточкой возрождения оперы, но станет пока что презентацией идеи…
…гибнет за металл- Я не вижу никаких проблем для постановки опер во Владивостоке, если мы ведём речь о творческой стороне, - говорит Михаил Аркадьев. – Мало того, мечтаю поставить во Владивостоке «Травиату» и «Риголетто». У нас есть великолепный бас Сергей Плешивцев – он, кстати, идеальный Зарастро в «Волшебной флейте» и по голосу, и по фактуре. Можно пригласить солистов, в конце концов! Понимаете, по большому счёту, всё в вопросе существования оперы в столице Приморья упирается в деньги, в бюджет…
И тут Михаилу Александровичу очень трудно возразить. Собственно говоря, существование музыкальной и/или оперной культуры во Владивостоке зависит исключительно от презренного металла…
Даже если отвлечься от того факта, что разнесчастное здание театра никак не может обрести постоянной прописки – то его на Патрокле собирались строить, то на острове Русском, то, прости господи, на насыпном острове посередь Амурского залива… Никому почему-то не приходило в голову, что место театра – рядом с «Белым домом», там, где нынче, как и десятки лет ранее, власть имущие по праздникам ручкой народу машут… План реконструкции площади Борцов за власть Советов на Дальнем Востоке почти что принят, всё там есть, даже подземный торговый центр (да, пожалуй, нового торгового центра нам точно не хватает, остро дефицитный это во Владивостоке объект), а вот театра нет.
По странному стечению обстоятельств город, в котором готовят музыкантов, сам испытывает в этом отношении колоссальные проблемы. О том, что Тихоокеанский симфонический нуждается не только в кадрах (что такое арфа, у нас давно забыли) и новых инструментах, но самое главное – в пристальном и деятельном внимании власти, писали и говорили сотни раз. Да только воз и ныне там.
Сегодня оркестр, готовясь к большим ответственным концертам, вынужден приглашать музыкантов из других городов, в частности из Хабаровска, для исполнения «великих пятых» приезжает валторнист. Увы, покидает коллектив прекрасная гобоистка Елена Павлова. Собственно, в Тихоокеанском симфоническом практически на голом энтузиазме (зарплату музыканта серьёзным подспорьем считать не будем, хорошо?) работают исполнители, как говорит Михаил Аркадьев, хорошего российского уровня. Такие, каким будет рад любой оркестр в любом уголке страны. Но коллективу не выделяется жильё, а Елена с тремя детьми ютилась в каморке, которую и жильём-то назвать было трудно. С потолка там шёл дождь, а в сухие дни падала штукатурка пополам с грибком…
Да что говорить – недавно сам маэстро Аркадьев получил повестку в суд! Квартиру, которую он занимает, требуют освободить. Дело тянется давно, и никто из власть имущих не посчитал нужным вмешаться в ситуацию и решить вопрос…
Вот так – бытовыми неурядицами, скромными зарплатами, жилищными проблемами – постепенно убивается воспрявший было духом оркестр. До того момента, когда Тихоокеанский симфонический превратится в самодеятельный, осталось не так много, как кажется. В чём же дело? Исключительно в воле сильных мира сего. Когда в Красноярске тогдашний первый секретарь крайкома КПСС Павел Федирко решил, что городу нужен театр оперы и балета, дело последовало за словом. Меньше чем за пару лет были построены Красноярский театр оперы и балета, институт искусств, хореографическое училище, создан симфонический оркестр. Чтобы наполнить театр кадрами, Федирко в буквальном смысле привёз в город целый десант музыкантов и танцоров. Чем же завлёк их «красный губернатор» в края сибирские? Да уж не посулами! А реальными делами – было построено несколько домов, все квартиры в которых выделялись тем, кто согласился осесть в городе на Енисее и поднимать там музыкальное искусство! Что и требовалось доказать – баснями соловьёв не кормят.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ