Не верьте прогнозам паникёров

Похоже, граждане Владивостока в последние полтора года разделились на два лагеря: сторонников и строителей моста и тех, кто с энтузиазмом убеждает всех и вся, что мост – это «фикция», «грандиозная авантюра» и полная «абстракция», в которой безвозвратно и

24 окт. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2427 от 24 окт. 2008
ffd8494d702f77951eb773be85afca65.jpg

Похоже, граждане Владивостока в последние полтора года разделились на два лагеря: сторонников и строителей моста и тех, кто с энтузиазмом убеждает всех и вся, что мост – это «фикция», «грандиозная авантюра» и полная «абстракция», в которой безвозвратно и понапрасну сгинут реальные народные миллиарды.

Критиковать – оно, конечно, всегда легче, чем что-то самому создавать. Удобная и безопасная позиция. Тем более что неверие и мрачные предсказания падают на почву, удобренную народным убеждением, что «власть мягко стелет, да жёстко спать». Вдобавок ещё и автомобильные пробки всех «достали», а строительство моста добавило неудобств на городских дорогах.

И всё же, сдаётся мне, что в адрес «стройки века», как окрестили сооружение моста во Владивостоке, всё меньше раздаётся критики недружественно настроенных господ. Мы уже слышали не раз о том, что вот-вот провалится в тартарары фуникулёр. Выстоял, несмотря на то, что по ходу стройки под ним обнаружились пустоты, которых по всем ГОСТам быть не должно. Строители их заполнили, укрепили сам фуникулёр. Нас пугали, что не сегодня-завтра обрушатся учебные корпуса и музей ДВГТУ – стоят, родимые. Писали, что видовой площадке пришёл конец. Строители отвечают: дайте довести стройку, будет вам и видовая площадка!

В общем, нестыковочка получается у местных Нострадамусов: их прогнозы катаклизмов, слава богу, не сбываются, а строительство движется и с каждым днём набирает обороты на глазах у местного населения.

Интерес у народа к строительству долгожданного моста – без преувеличения - всеобщий. Поскольку не каждому выпадает в жизни наблюдать воплощение мечты нескольких поколений. Опять же - будет что вспомнить и рассказать внукам-правнукам на старости лет: дескать, и котлован рыли, и мост этот строили прямо у меня на глазах, да и сам я присутствовал при историческом моменте его открытия...

Ну а пока теоретики-критики продолжают упорно вопрошать: «Куда мы строим? Зачем? С того ли надо было начинать? Как же кончить?» - зададим «неудобные» вопросы главным «виновникам», руководителям строительства моста через бухту Золотой Рог – двум заместителям генерального директора Тихоокеанской мостостроительной компании Александру Гофману и Виктору Склярову. Пусть они не сражают нас наповал громкими цифрами, а по-человечески расскажут, что и как происходит на «стройке века».

«Под покровом темноты…»

Гофман оправдал-таки свою мистическую немецкую фамилию: «когда на город опустились вечерние сумерки, практически под покровом темноты, на глазах у редких случайных прохожих» по его команде тут-то всё и началось. Знаменитый дом № 39 по улице Суханова, печально нависший над котлованом, как одинокий зуб во рту столетней бабуси, снесли в одну ночь. На три дня раньше обещанного срока.

- Что ж вы, Александр Анатольевич, не дождались утра, лишили народ такого зрелища? Его многие ждали…

- А вы хотели шоу? С телекамерами, с фотографами, с толпой людей? – Гофман машет рукой. – Увольте, мы просто строим. Там же всё ломалось, во все стороны летели куски разрушенного здания, пыль поднялась. Не дай бог, ваш брат-журналист подлез бы под падающую балку, или какой-нибудь любопытный зевака куда-то свалился бы. Да и время поджимало - утром мы дальше начали работать, этот дом нам ведь тормозил всё движение.

Заместитель генерального директора Тихоокеанской мостостроительной компании Александр Гофман отвечает за строительство автомобильных дорог и производство земляных работ. Мы познакомились с ним четыре года назад, во время возведения Некрасовского путепровода тогда ещё Уссурийским мостоотрядом, где он был начальником владивостокского участка. Тогда в адрес мостостроителей тоже раздавались разные едкие реплики, на которые, впрочем, Александр Анатольевич всегда реагировал философски: старался не обращать внимания. Сегодня их Некрасовский путепровод – один из немногих участков владивостокских дорог, который у автомобилистов вызывает только положительные эмоции.

В профессиональном багаже у Александра Гофмана – десятки километров построенных дорог и не один десяток возведённых мостов, многолетний опыт работы на севере в жесточайших условиях вечной мерзлоты. Было дело – его профессионализм и человечность проверялись в экстремальной ситуации, когда смерть стояла буквально в двух шагах. Может, с той поры у него взгляд много пережившего человека.

…Немногословный и сдержанный Гофман – прямо скажем, не самый лучший источник информации для журналистов. На провокационные вопросы не «заводится», отвечает кратко, по сути:

- По протяжённости такой мост действительно строим впервые. Ну и что в этом страшного? В жизни бывает, приходится что-то делать в первый раз. Зато у нас есть большой опыт возведения ПОДОБНЫХ мостов. Пилоны и пролёт такие не строили, а всё остальное знакомо. Ну а нюансы, детали – они на каждом объекте свои, на то мы и мостостроители, чтобы грамотно всё рассчитать и учесть особенности каждого.

На подробнейшей карте стройки, разложенной на столе в штабном вагончике, он показывает прилегающие к району фуникулёра дороги, которые будут открыты в ближайшее время. Это съезд с проспекта Красоты, а также две дороги, примыкающие к фуникулёру - улицы Сибирцева и Суханова. Очерёдность их ввода в строй зависит от оформления технической документации – пока что именно это для мостостроителей «самое слабое звено». Надо сказать, подрядчикам тоже не сладко приходится – здесь много коммуникаций: связь, водопровод, теплотрассы, и всё это приходится тщательно рассчитывать и вычерчивать.

Что касается техники, кадров, организации работ – по словам Гофмана, «всё под контролем». Тоннель, строительство которого идёт сейчас полным ходом, планируется завершить к 20 декабря. Сроки, по мнению специалистов, весьма жёсткие. А как же качество?

- Качество работ не пострадает, - успокаивает Александр Анатольевич, - ускорение достигается за счёт привлечения большего количества техники, вдобавок работы идут в две смены.

- Говорят, строители порушили здесь некоторые коммуникации, телефонный кабель, в частности, повреждён?

- Только что на ваших глазах мы разбирались с представителями телефонной компании. Вы обратили внимание, что они не стали писать претензию так, как положено? И знаете почему? Потому что никакого телефонного кабеля и в помине не было. Была «воздушка», которую они перекинули, чтобы не вкладывать средства в прокладку кабеля, как это положено. Зато деньги брали с жильцов как за полноценное обеспечение связи. Специалисты...

Мосты и мечты

После генерального директора главный на стройке – его заместитель Виктор Скляров. Он «ведёт» всё строительство: увязывает действия подрядчиков, заказчиков, проектировщиков, сводит в единый ансамбль все комплексы и добивается нужного «звучания» различных составляющих этого огромного механизма.

У генерального директора ТМК Виктора Гребнева и обоих его заместителей высшее мостостроительное и автодорожное образование - они выпускники Хабаровского политехнического института. Все вместе познавали азы профессии в студенческих стройотрядах, а оба Виктора - Гребнев и Скляров - жили в одной комнате в общежитии. После института у каждого была своя школа жизни, но все трое остались верны профессии.

Полгода назад Виктор Скляров, поднаторевший в строительстве мостов и дорог практически по всей стране, узнав о предстоящей «стройке века» через бухту Золотой Рог, бросил всё и позвонил Гребневу:

- Для меня у тебя место найдётся?

- Приезжай! - ответил тот без промедления.

А что тут раздумывать руководителю, если в компанию просится опытный классный специалист, каких по всей стране раз-два и обчёлся?

Так Виктор Скляров оказался в одной связке с однокашниками на стройке своей мечты.

Про мечту, кстати, он сказал не для красного словца, а потому, что так оно на самом деле сложилось. В детстве его отец, капитан одного из рыбацких судов, рассказал ему об идее Хрущёва построить во Владивостоке «золотой» мост через бухту. Не знаю уж, как и что отец говорил сыну, только с тех далёких лет была у Виктора красивая мечта – самому строить этот «золотой» мост. Выучился, стал мостостроителем, набрался опыта. Теперь вот строит.

- Говорят, мост будет так себе – «мостик через прудик», - задаю я очередной «неудобный» вопрос.

- А пускай попробует тот, кто так говорит, переехать на противоположную сторону через этот самый «прудик» без нашего моста, - отвечает Виктор Александрович. – Да ещё пусть захватит всех жаждущих, что часами томятся в пробках на Чуркине.

Да уж, эти самые пробки для Владивостока – проблема всех проблем. Кто-нибудь пробовал подсчитать, сколько часов, нервов, здоровья ежедневно уходит на них? Сколько ДТП со смертельным исходом, сколько покалеченных судеб появляется в результате нервотрёпки и экстрима на наших дорогах...

- Мост через Золотой Рог разгрузит частично чуркинское направление, - размышляет Виктор Скляров. – Следующий этап – объездные дороги. Владивосток задыхается без них. Удивительно, но это, пожалуй, единственный город, где вход и выход совмещены в одной дороге. Мы, мостостроители, напрягаемся в этих проклятых пробках, так же, как и все остальные горожане. Нас как профессионалов возмущает ещё и то, что так бестолково построены дороги. А можно ведь и эту проблему решить по-умному - чтобы было всем удобно, комфортно и красиво! Вот дайте только мост закончить…

Автор: Татьяна НАДЕИНА