К реконструкции Смоляниновской ветки всё готово
В эти дни на Дальневосточном заводе «Звезда» находится делегация министерства иностранных дел и международной торговли Канады. Цель её приезда в Приморье сугубо деловая – проконтролировать подготовку российской стороны к реконструкции железной дороги от с
В эти дни на Дальневосточном заводе «Звезда» находится делегация министерства иностранных дел и международной торговли Канады. Цель её приезда в Приморье сугубо деловая – проконтролировать подготовку российской стороны к реконструкции железной дороги от станции Смоляниново до Большого Камня.
Канада в рамках Глобального партнёрства (международной программы против распространения оружия и материалов массового уничтожения) уже начала финансирование этого проекта. Срочная необходимость модернизации участка железной дороги протяжённостью 30 километров вызвана тем, что сегодня по ней из-за несоответствия техническим требованиям нельзя пускать спецэшелон с отработанным ядерным топливом, выгруженным из реакторов подводных лодок. Хранилище завода «Звезда» заполнено потенциально опасным грузом, что сдерживает темпы демонтажа субмарин.
Канадцы побывали на железнодорожных предприятиях, которые будут выполнять реконструкцию пути и уже получили по заключённому контракту первые денежные транши, оценили их готовность к началу работ. Наиболее трудоёмкой, как отмечают специалисты, будет замена двух мостов. Но в любом случае реконструкция дороги должна завершиться к следующей осени.
Ещё одна важная проблема, которую берётся помочь разрешить Канада, - это транспортировка с Камчатки в Приморье для утилизации двух подводных лодок. Своим ходом добраться сюда они не смогут. В ходе нынешнего визита на «Звезде» состоятся переговоры по этому вопросу. А в начале декабря планируется большое совещание с участием специалистов датской фирмы, уже имеющей опыт в перевозке специальным судном аварийных подводных лодок на северо-западе России.
Не исключено, что на декабрьском совещании будет обсуждаться также дальнейшая судьба двух подлодок, переживших страшные аварии в 1985 году. Чажминская трагедия тогда потрясла весь мир. Приморские «Хиросимы» нельзя утилизировать по отработанной технологии, поскольку они имеют слишком высокий радиационный фон. Но и дожидаться, когда они затонут у берега, где сейчас стоят, ни в коем случае нельзя. Это стало бы повторением радиационной катастрофы.
Даже сейчас, когда программа утилизации выведенных из боевого состава флота АПЛ на Дальнем Востоке в целом подходит к завершению, этот самый сложный вопрос остаётся нерешённым.
Автор: Надежда БРАЖИНА