«Очень нелёгкая лёгкая промышленность...»
Развитие лёгкой промышленности идёт волнами: одно время был спад, потом она стала чуть дышать, сегодня пришло время её реанимировать. Ведь в отрасли практически не осталось крупных предприятий. Они приватизированы, сданы в аренду, перепрофилированы и не в
На работе Викину новую шляпу оценили все – может, потому, что она была к лицу каждой. Даже кадровичка Нелли Станиславовна не удержалась, померила. Потом покрутила её в руках, потеребила подкладку и изрекла:
– Ну вот и китайцы научились хорошие вещи делать…
– Какие китайцы?! – обиделась Вика. – Я её из Лондона привезла неделю назад!
И вдруг в недрах шляпной подкладки увидела маленький ярлычок с микроскопической надписью «Made in China».
Обидно стало: везла её, можно сказать, как изысканную британскую леди, с другого конца земли – и, как выяснилось, поближе к её настоящей родине.
– Неудивительно, что девушка ошиблась, – заметила моя собеседница – директор Владивостокского института моделирования одежды Вера ЛИПАТОВА. – В этой ситуации я вижу сразу несколько тенденций, проявившихся в последнее время в мире моды. Во-первых, сейчас китайские товары можно встретить в любой точке мира. Во-вторых, качество настолько высоко, что порой не могут отличить китайскую продукцию от европейской даже специалисты. Так что девушке не стоит огорчаться – разве шляпа стала хуже оттого, что она китайского производства? А самое главное в этой истории – наши женщины не утратили вкус к красивым и модным вещам. Меня это только радует.
То пропасть, то взлётВ правоте Веры Владимировны можно не сомневаться: она специалист в лёгкой промышленности, каких во Владивостоке немного. В отрасли трудится больше 30 лет: 15 лет проработала в краевом Доме моделей, а в августе 1990 года собрала под своё крыло швей, модельеров, технологов, закройщиков, лишившихся работы на волне перестройки, и открыла во Владивостоке собственное специализированное швейное предприятие – Институт моделирования одежды (ИМО).
Так что всё, что касается одежды, а также проблемы, взлёты и падения лёгкой промышленности не просто ей близки и понятны – они стали неотъемлемой частью всей её жизни.
– Как бы вы оценили сегодняшнее состояние отрасли?
Развитие лёгкой промышленности идёт волнами: одно время был спад, потом она стала чуть дышать, сегодня пришло время её реанимировать.
Ведь в отрасли практически не осталось крупных предприятий. Они приватизированы, сданы в аренду, перепрофилированы и не выпускают продукцию, которая раньше пользовалась огромным спросом. Возьмите наше Приморье – где знаменитая владивостокская швейная фабрика «Заря»? Где артёмовская трикотажная фабрика, о которой до сих пор вспоминают покупатели? Куда исчезло швейное производство в Партизанске? Приватизировали, а потом перепрофилировали...
Одним словом, выводить надо нашу лёгкую промышленность из коллапса как можно скорее, иначе просто будет время упущено.
– А были ли когда-нибудь у лёгкой промышленности лёгкие беззаботные времена?
– На моей памяти нет. В лёгкой промышленности всегда было всё непросто и нелегко.
Своя нишаЗато этот навык преодоления трудностей пригодился нам, когда обрушилось всё производство.
Во времена перестройки каждый выживал, как мог. Но очень уж не хотелось мне и моим коллегам терять любимую профессию и пополнить ряды «шопников»-продавцов. Нужно было искать свою профессиональную нишу на рынке.
Проанализировав ситуацию, я подумала: «А ведь сотрудники предприятий, компаний тоже должны быть одеты соответственно. Вот оно, золотое зёрнышко, – корпоративная одежда!». Мы провели маркетинговые исследования, анализ рынка, экономические расчёты и поняли, что это и есть та самая ниша, где мы со своими навыками, знаниями и опытом можем пригодиться.
18 лет назад в крае мы были фактически одни на этом рынке.
– Тогда, наверное, и термина «корпоративная одежда» у нас в стране не было?
– Самого термина, действительно, не было, а вот представление о спецодежде сформировалось. Оно было практически синонимом слову «форма» – по аналогии с форменной одеждой моряков, лётчиков, железнодорожников, стюардесс. Мне стало понятно, что не сегодня-завтра идея корпоративного стиля в одежде станет очень популярной в нашей стране.
Выжить сложно, но можноПрогнозы оправдались полностью: современные руководители очень скоро поняли, что, предоставляя населению качественную продукцию или услугу, сотрудник и одет должен быть соответствующе. Формируя имидж компании, они обращались в Институт моделирования одежды. Нашими клиентами стали многие компании Приморского края – ведь мы создавали не только удобную фирменную одежду, но и модную, соответствующую духу и стилю компании.
Честно говоря, эти 18 лет существования нашего предприятия были для нас очень непростыми. И то, что мы выстояли, развили и расширили производство, придаёт силы и решимости идти дальше в этом направлении.
– Вы полагаете, что, несмотря ни на что, развитие отрасли возможно и в нынешних условиях?
– Наш опыт как раз это и подтверждает. Ни для кого не секрет, что российская текстильная промышленность существенно отстаёт от мирового уровня. Оборудование и привязка к сырьевой базе – вот первые два условия перестройки в этой области. Ведь сегодня невозможно найти в России фабрику, которая изготовит вам 200-300 метров ткани опредёленной цветовой гаммы, необходимой для пошива корпоративной одежды какой-нибудь средней по количеству сотрудников фирмы. Мы нашли партнёров в Китае, которые выпускают хорошую ткань, она нас устроила и по цветовой гамме, и по цене. В Китае производят разные товары, в том числе и высокого качества.
Мы рады были бы работать с российскими производителями тканей, но фабрик, которые могли бы соответствовать требованию: цена + качество, очень немного. Да и ценовую сетку, которую предлагает Китай, ни одна российская компания не выдержит. Сказывается удалённость Владивостока от европейской части России, что значительно увеличивает расходы на доставку товара.
Вот как вы думаете, с чего мы начинаем работу с новым партнёром?
– С образцов ткани?
– Никогда! Это уже второй этап. А первое, что мы делаем, – это просим показать склад химикатов: нам важно знать, с какими пигментами и красителями работает производитель. От этого зависят безопасность и качество продукции. Затем смотрим оборудование в цехах – его изношенность, технические характеристики и страну-изготовитель.
Товар должен быть не только качественным, но и доступным населению по цене. Поэтому задирать цены ради сиюминутной выгоды – дело бессмысленное. С самого начала мы во главу угла поставили соблюдение принципа «цена-качество» – и оказались правы.
Техника на грани фантастикиШвейное производство – это фактически женская отрасль. В лёгкой промышленности сейчас самая низкая зарплата – 6-7 тысяч рублей. За счёт чего поднимать зарплату? Ведь это скажется на себестоимости продукции, которая ложится на плечи покупателей. Выход один – техническое перевооружение. Тогда поднимется и производительность труда, а вслед за ней и зарплата.
Мы полностью поменяли оборудование на современное. Сейчас мы работаем на высокоскоростном технологичном оборудовании. Кстати, мы пока единственные на Дальнем Востоке, кто внедрил в производство систему САПР (автоматизированное проектирование одежды). Она даёт совершенно иную ступень качества, скорости и точности конструирования. Теперь не надо вручную вырезать, размножать – всё делает машина на высоком профессиональном уровне.
Да, система САПР дорога – она стоит более 700 тысяч рублей. Но я уверена: не вложив деньги в перевооружение, работать качественно и по современным стандартам невозможно. И в настоящий момент ИМО переводит в систему САПР всю конструкторско-техническую документацию. Новые разработки идут уже только с этой программой.
Например, готовятся коллекции одежды для школьников, медиков, для работников охранных систем.
Наша профессиональная гордость – быть на уровне зарубежных компаний. Это касается прежде всего товаров, которые мы выпускаем. Но и такая деталь, как красивые фирменные пакеты, в которые мы упаковываем готовые изделия, в том числе и спецодежду, – это тоже современная культура и имидж компании.
Люди – наше всёОдна из самых больных проблем отрасли – кадры. У нас нехватка специалистов среднего звена из-за того, что система профтехобразования не смогла выжить самостоятельно в условиях рынка. Возьмите, к примеру, такую профессию, как механик швейного оборудования. В своё время их выпускал Хабаровский техникум. Во Владивостоке нигде не обучают по этой специальности! А мы без таких мастеров просто задыхаемся.
Никогда в лёгкой промышленности не было высоких зарплат, и удержать человека могла только привязанность к своему делу. У нас работают действительно самоотверженные люди, искренне любящие свою профессию. Это руководитель ООО «ИМО» Александра Михайловна Корчагина, начальник швейного производства Ирина Геннадьевна Ефремова, технолог Ольга Яковлевна Слепшева, конструкторы Мария Анатольевна Абруцевич и Елена Васильевна Гончарова. Они работают несколько десятилетий в швейной промышленности, сумели применить свой опыт и знания в современных условиях, абсолютно органично вписаться в требования сегодняшнего дня и освоить новые методы работы.
Более семи лет мы активно помогаем обучать студентов на практике. У нас заключены договоры с учебными заведениями, которые готовят специалистов для отрасли, – это кафедра деревообработки Института механики, автоматики и передовых технологий ДВГТУ, это ВГУЭС и ТГЭУ. Студенты проходят у нас практику, мы к ним присматриваемся, обучаем, даём возможность подзаработать во время летних каникул, а некоторых после окончания вуза приглашаем работать в наш коллектив. Опыт весьма перспективный и уже начинает давать свои результаты.
Не могу, к сожалению, такого сказать о подготовке специалистов среднего звена – например, швеи, портные. Знаю, что некоторые из таких выпускников идут работать в магазин консультантами по продаже одежды – наверное, потому что так проще.
Мы готовы и дальше предоставлять рабочие места молодым специалистам, обучать студентов, передавать им опыт мастеров. Это ведь наша смена, от них зависит будущее нашей нелёгкой лёгкой промышленности.
Автор: Татьяна АРТЕМЬЕВА